Транспортный налог для гибридных машин определяется по категории энергоустановки. От того, участвует ли ДВС в движении колес или просто генерирует энергию для подзарядки, зависит налоговая база. Какие еще показатели учитываются при налогообложении гибридов, как региональные власти влияют на налоговые ставки, может ли автовладелец «почти электрокара» рассчитывать на льготы?
Коротко о гибридах
У гибридного авто не менее двух различных преобразователей энергии и двух различных систем аккумулирования энергии. Энергетическая установка гибридной машины состоит из ДВС, электромотора, генератора, перезаряжаемой системы хранения электроэнергии, электропреобразователей и системы управления. Функции двигателя и генератора могут выполняться одним устройством. Технические особенности гибридного транспортного средства (ТС) определяют налоговую базу для расчета транспортного налога для гибридных машин (ТН).
Налоговая база
ТН – региональный имущественный налог на владение автомобилем. Его начисляют собственникам зарегистрированных машин – компаниям, физлицам-автовладельцам, ИП. Для гибридов в этом смысле особых правил законом не предусмотрено.
Налоговую базу определяют в зависимости от вида ТС и количества двигателей. Показатель выражается в лошадиных силах.
Учитывается суммарная мощность всех двигателей, которые обеспечивают единовременный или поочередный привод ТС. Параметр электромотора – максимальная 30-минутная мощность, параметр ДВС – мощность.
Тип энергоустановки | Принцип работы | Как рассчитывается ТН |
---|---|---|
Параллельный | Колеса вращаются от ДВС и электромотора | Суммируются параметры ДВС и электродвигателя |
Последовательный | У ДВС и трансмиссии нет механического взаимодействия; ДВС функционирует только как генератор, заряжая батарею, а колеса приводит в движение электромотор | Параметр ДВС в расчете не участвует, учитывается только показатель электромотора. Если в гибриде их два, учитывается их общий показатель |
Как пересчитать киловатты
Параметры электродвигателя в ПТС часто указывают в киловаттах. Преобразовать величину в лошадиные силы помогает рекомендованный ФНС специальный коэффициент 1,35962, который также участвует в формуле ОСАГО:
Пример:
На балансе компании ТС с электродвигателем 210 кВт. Расчет налоговой базы: 210 кВт × 1,35962 = 285,52 л.с.
Как рассчитать налог
ТН – производное налоговой базы и налоговой ставки. Для машин премиального сегмента от 10 млн ₽ и дороже в формуле участвует повышающий коэффициент 3. Ставка зависит от того, насколько мощный автомобиль. Налоговые ставки введены НК РФ:
Параметр двигателя, л. с. | Ставка за 1 л. с., ₽ |
---|---|
до 100 | 2,5 |
100 – 150 | 3,5 |
150 – 200 | 5,0 |
200 – 250 | 7,5 |
от 250 и более | 15,0 |
Пример:
Какой ТН придется уплатить владельцу Toyota C—HR Hybrid 2018 г. в., с бензиновым ДВС 98 л. с. и электродвигателем 53 кВт. Энергоустановка параллельного типа.
- Преобразуем параметр электромотора: 53 кВт х 1,35962 = 72 л. с.
- Вычисляем общую мощность: 98+72= 170 л. с. Показатель находится в диапазоне ставки 5 ₽.
- Рассчитываем ТН: 170 х 5= 850 ₽.
Налоговые ставки
В расчете выше участвовала федеральная ставка. Но в регионах ставки ТН устанавливают местные власти:
- увеличивая или уменьшая;
- вводя дифференцированные величины, которые учитывают возраст машины, ее экологический класс.
Повышение или понижение «рекомендованных» государством ставок не должно быть более, чем в 10 раз.
В одних регионах применяют различные преференции для автовладельцев – нулевые ставки, скидки, льготы. В других – приравнивают гибриды с энергоустановками последовательного типа (где ДВС – только генератор), к электрокарам, и применяют льготное налогообложение.
Пример:
Организация владеет гибридным ТС с электродвигателем и бензиновым ДВС. Согласно ПТС, электромотор – 85 кВт, бензиновый ДВС – 115 л. с.
Мощность электродвигателя преобразована, и составила 115,57 л. с. (85 кВт × 1,35962). Суммарный показатель – 230,57 л. с. (115,57 л. с. + 115 л. с.).
Налоговая ставка в субъекте РФ для ТС с двигателем в границах 225-250 л. с. – 75 ₽ (регион увеличил федеральную величину в 10 раз). Сумма ТН за полный год – 230,57 л. с. × 75 ₽/л. с. = 17 293 ₽.
С точки зрения размера ТН какие-то российские регионы считаются более «выгодными». Но владелец машины не вправе выбирать – ТС поставят на учет по месту регистрации собственника (постоянной или временной).
Коэффициент роскоши
В отношении моделей стоимостью свыше 10 млн ₽ действует налог на роскошь. Если гибрид обошелся владельцу дороже этого предела, сумма ТН умножается на 3, причем учитывается возраст машины. Повышающий коэффициент 3 применяется для:
- ТС не старше 10 лет стоимостью 10-15 млн ₽;
- ТС не старше 20 лет стоимостью более 15 млн ₽.
В прошлом году перечень «роскошных» авто включал 449 торговых марок дороже 10 млн ₽, что на сотню больше, чем в 2022. При этом из-за роста цен в сегмент «шикарных» попали даже линейки из бывшего масс-маркета.
Льготы для гибридов – да или нет
Некоторые категории граждан и организаций могут быть освобождены от уплаты ТН – на федеральном или региональном уровнях. Льготы применяются беззаявительно.
Не подлежат налогообложению машины, оборудованные для инвалидов, ТС до 100 л. с., предоставленные органами соцзащиты. Полный перечень таких ТС приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Гибридные машины не относятся к электромобилям, в отношении которых уже предусмотрено немало поблажек: не только обнуление налога, но и субсидии, льготный лизинг, компенсация стоимости. Но Министерство транспорта РФ рекомендует региональным властям стимулировать использование гибридов – от развития парковочных пространств и льготного проезда по платным дорогам до пониженной ставки транспортного налога для гибридных машин или полного освобождения владельцев от его уплаты. Подробные сведения о региональных ставках и льготах опубликованы на официальном сайте ФНС.
Откуда берутся данные для расчета
ФНС самостоятельно не определяет базовые параметры, не занимается суммированием величин мощности. Транспортный налог для гибридных машин налоговики исчисляют на основании сведений организаций, которые ставят ТС на учет.
Информацию о зарегистрированных машинах и автовладельцах в налоговую передает ГИБДД. Сведения об энергоустановках, двигателях и прочем поступают в налоговую инспекцию по утвержденной форме. Из-за невнимательности сотрудника или технического сбоя данные о машине могут отличаться от указанных в ПТС. Не помешает проверить упомянутые в статье параметры гибрида, изучить региональные ставки и оценить правильность начисленного налога.
Я всегда был увлечен автомобилями, и в последнее время обратил внимание на китайские бренды, особенно на марку Changan. Их модели выглядят стильно и современно, а также предлагают хороший уровень оснащения за разумные деньги. Меня поразила комбинация качества и доступности у Changan.
Гибридные модели тоже не остаются в стороне. Я впечатлен экономичностью и чистотой таких автомобилей.
Китайские машины сейчас очень популярны и не зря.Кто один раз попробовал,ни на что не променяет.Я езжу на Changan,сказать что довольна ничего не сказать.Машина отличная!