Несмотря на рост ключевой ставки и размеры утильсбора, продажи новых автомобилей на рынке РФ по итогам последнего месяца осени показали положительную динамику, причем вклад китайских брендов был, и остается существенным. Но в разрезе отдельных сегментов рынка все не так позитивно. В частности, просел «премиум».
Статистика за ноябрь, премиум сегмент
Ноябрьский результат продаж новых премиальных автомобилей показал снижение (-3 %) по отношению к тому же месяцу прошлого года. Россияне сообща приобрели 10,8 тыс. премиальных авто: эти данные были озвучены аналитиками «Автостат» на мероприятии Analytic Day.

Таким образом, продажи высококлассных машин на территории России сократились, и это произошло впервые за последние 20 месяцев – с прошлогоднего апреля. До этого отрицательная динамика по премиальному рынку наблюдалась в марте-2023, после чего ежемесячные показатели показывали только рост – вплоть до октября текущего года.
Лидеры
Лидером в люксовом сегменте вновь стал EXEED, реализовавший в ноябре 2 049 экземпляров (рыночная доля 19%), – вдвое меньше, чем год назад. Следующим за брендом-фаворитом идет Tank (2 009 экз., доля рынка 18,6%), сумевший превзойти собственные показатели на 7,5%. На последней строчке в ТОП-3 – Lixiang (1 850 экз.), чей результат показал двукратный рост продаж. Общее количество проданных представителей остальных премиальных брендов составило менее 1 000 единиц.

Если проанализировать ноябрьскую статистику и «премиум» сегмент, то наблюдается паритет глобальных и китайских брендов. В ТОП-15 мировые марки представлены BMW, Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover, Porsche и Jeep. И, хотя продажи в числовом выражении впечатляющими не назовешь (от 47 экз. Jeep до 807 BMW), но продажи показывают, что высокие цены не смогли окончательно подорвать интерес россиян к глобальному «люксу». Даже несмотря на то, что мировые марки в основном поставляются с территории Китая.
В премиальный ТОП-15, кроме упомянутой выше тройки лучших, попали и другие «китайцы» – Hongqi (764 экз.), Voyah (541), Zeekr (431) Aito (323) и Wey (165). У Aito отмечается просто рекордный рост – его показатели выросли в 5,6 раза, что эксперты связывают с влиянием «агрессивной рекламы, которой много на улицах Москвы».
В агентстве «Автостат» также подсчитали, что в конце осени на долю премиум-класса пришлось 8,9 % от общего объема рынка новых легковых автомобилей. Цифра указывает на падение продаж в сегменте, причем второй месяц подряд. К сведению: в августе доля машин высокого класса составила 8,6 %, в сентябре – 9,2 %, в октябре – 9,3 процента.

Прогнозы
Мнения насчет финального месяца года у аналитиков расходятся: одни считают, что декабрю не удастся обойти ноябрьский результат, а другие уверены, что продажи точно будут выше. Более оптимистичный прогноз основан на рекордном для первой недели декабря общем (по всему рынку новых легковых авто) показателе – за первые 7 дней декабря продано 30,1 тыс. машин. Кто оказался прав, проверим в январе 2025-го.
По-моему ничего удивительного в такой статистике нет, особенно если экстраполировать на статистику продаж, поведение курса рубля, который так или иначе, но влияет на стоимость автомобилей, при чем именно на премиум сегмент в большей степени (из-за большей цены авто). Именно в ноябре случилось обвальное падение курса практически на 10%. И дилеры точно так же «играли» ценами в зависимости от курса.