На фоне британо-американских санкций, которые введены 12 июня в отношении MOEX (Мосбиржы), были прекращены торги долларом и евро. Вследствие этого появились вопросы, как теперь будет функционировать параллельный импорт автомобилей и будут ли у компаний проблемы с расчетами. Мы обратились к экспертам и дилерам и узнали, как они оценивают последствия введенных рестрикций.
Продавцы выразили мнение, что волатильность курса рубля неизбежно приведет к повышению цен на автомобили.
Зависит ли цена на автомобили от курса рубля?
Эксперт Николай Иванов пояснил, что цены на новые модели машин и тех, которые поставляются по альтернативным каналам поставок имеют прямую зависимость от курса национальной валюты. Как заявил Иванов, ранее курс определяла биржа, сейчас же этим занимается ЦБ РФ на основании банковской отчетности и данных других цифровых платформ. Таким образом, курс будет устанавливаться в соответствие со спросом и предложением.
По словам Николая Иванова, ситуация не является критической, но что будет в будущем пока неизвестно. Если говорить о самом курсе, то существенных изменений не произошло, на 15 июня доллар стоит 86,07, а евро 95,15. Разница, которая была замечена на днях – спекуляция небольших банков. При этом, на стоимость машин теперь будет влиять курс, который устанавливается вне биржи и снижение цен в ближайшей перспективе не произойдет.
Повышение курса иностранных валют на внебиржевых торгах практически сразу ведет к увеличению цен. Когда речь идет об официальных закупках авто, импортеры используют защиту валютных рисков и постепенно увеличивают цены из-за плана по продажам. Однако резкое повышение стоимости может привести к снижению продаж. В случае альтернативных поставок реакция будет более оперативной: если курс валюты резко вырастет и рубль упадет, цены молниеносно возрастут.
Также Иванов заверил тех, кто боится, что их машины не будут доставлены в Россию из-за невозможности расчета в валюте. При этом, это относится к машинам китайского производства. По его словам, проблем с расчетами не будет, так как их большая часть идет в юанях.
Мнение независимых экспертов
Независимый эксперт Алексей Тузов заявляет о существенном подорожании машин и запчастей. По его мнению, это связано с риском контрагентов, попасть под вторичные ограничения со стороны западных стран. По словам Тузова, сейчас сложно предсказать последствия санкций. Из-за остановки валютных расчетов с Китаем, ограничения на поставки техники и запасных частей могут произойти.
Идентичный вариант развития событий может произойти и с другими дружественными России странами, через которые налажены альтернативные поставки машин. По словам Алексея Тузова, поставки могут сократиться на 25%, а авто и запчасти подорожать кратно. К примеру, автолюбители с Дальнего Востока уже смогли прочувствовать удар санкций – стоимость машин увеличилась на 100-200 тыс. руб.
Рынок автомобилей может не пострадать от санкций
Юрист Глеб Бойко считает, что санкции не ударят по авторынку. Он сообщил, что поставщики не используют Мосбиржу для проведения финансовых операций. Некоторые компании могли брать там валюту, однако в настоящее время ее придется закупать в банках, которые не находятся под ограничениями – в российских или зарубежных.
Бойко считает, что основная проблема заключается в том, что страны запада активно применяют инструменты против обхода рестрикций и контроля за экспортом товаров. Запасные части для машин могут подпадать под экспортный контроль и в данный момент, поставки в РФ подобных товаров запрещены, если нет лицензии. При этом, риски сейчас не сильно большие, «западники» больше заняты давлением на ВПК.
Эксперт Вильгельмина Шавшина считает, что Россия готовилась к подобному роду санкций с 2022 года и уже выстроены все необходимые механизмы для формирования курса валют. При этом, основной импортер РФ машин и запчастей – это КНР. Импортеры и контрагенты давно используют для расчетов юань. Но неблагоприятный эффект все равно будет ощутим, с большой вероятностью доллар, евро, а также юань повысятся и это приведет к удорожанию автомобилей и запчастей.
Итоги
Другие эксперты считают, что изменение алгоритмов расчетов с контрагентами и дополнительные расходы на такие транзакции, приведут к увеличению расходов фирм, которые работают на авторынке. Таким образом, их услуги могут подорожать. Подобная ситуация скажется на стоимости машин, запчастей, расходников и других комплектующих. Организациям нужно время, чтобы начать нормальную работу в новых реалиях. Эффект от санкций стоит ждать ближе к осени, именно в это время начнется повышение стоимости на автомобили.