О годовых итогах продаж новых электромобилей в России первым отчитался Минпромторг. По его статистике, в течение 2024 года реализовали 19,4 тыс. электрифицированных машин, что на 31 % превысило показатели 2023 года, когда продажи составили 14,9 тыс. экземпляров. И этот результат говорит о том, что в стране общее количество автомобилей на электротяге, вероятно, уже перешагнуло за отметку в 60 тысяч.

Информация «Автостат Инфо»
Следующим о результатах продаж в сегменте EV поделился «Автостат Инфо». По информации его аналитиков, в течение прошедшего года было продано 18,2 «чистых» электромобилей (BEV). Показатель говорит о более успешной, чем в 2023-м, реализации. Тогда было продано 14,4 тыс. единиц, следовательно, в 2024-м продано на 27 % больше.

Тем не менее, в декабре продолжилась тенденция на падение рынка новых электромобилей, начавшаяся во втором полугодии. Если сопоставить объем продаж BEV в последнем месяце 2024 года с результатом декабря-2023, то отмечается спад 25 % – с 2 до 1,5 тыс. экземпляров.
А вот рынок гибридов в 2024-м сделал мощный рывок – 178 %. В абсолютном выражении реализация «подросла» с 20,7 тыс. экз. в 2023 году до 57,5 тыс. экз. в 2024-м.
Битва брендов

В категории «чистых» электрифицированных авто лидером авторынка стал Zeekr, улучшивший свой результат, по отношению к 2023-му, на 106 % – с 3,7 до 7,7 тыс. экземпляров. Вторым в списке самых популярных BEV стал «Москвич» – 1,8 тыс. ед. в 2024-м против 0,6 тыс. ед. в 2023-м (положительная динамика 214 %). На третьей строчке – Evolute (1,2 тыс. экз., спад -39 %).
Самые популярные модели в сегменте EV
Успешнее остальных новых электромобилей в РФ в 2024-м продавался Zeekr 001. Его результат – 5,1 тыс. экз. – на 74 % больше, чем в 2023 году с его 2,9 тыс. машин. За лидером идет «Москвич 3Е» – 1,8 тыс. экз. (рост 214 %). Третье место по продажам занял Zeekr X – модель разошлась по стране в количестве 1,4 тыс. экз., улучшив результат предыдущего года (0,5 тыс. экз.) на 191 %.

А что в мире?
Мировые продажи EV превзошли результат 2023 года на 10,9 % – такой прогноз дает The Associated Press, ссылаясь на аналитику агентства Rho Motion. А вот BloombergNEF считает, что рост рынка в 2024-м был еще более значительным, и предварительно оценивает динамику в 20,1 %. В количественном выражении, по подсчетам BloombergNEF, продажи выросли с 13,9 до 16,7 млн экземпляров.
У других аналитиков еще более оптимистичные прогнозы. Но сопоставлять данные вряд ли стоит – одни агентства считают только легковые авто, другие – легковушки и пикапы, третьи – всю автотехнику в целом.
Если вернуться к прогнозу Rho Motion, продажи 2024 года на глобальном рынке EV составят 15,2 млн ед., при этом 9,6 млн – доля «чистых» электрокаров и 5,6 млн – доля гибридов. Объем продаж оценивается выше на 1,5 млн, чем в 2023-м, и на 4,9 млн выше, чем в 2022-м.
Продажи EV в Китае
Продажи машин на новых источниках энергии с середины года превосходят продажи машин с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями.

Причинами подъема рынка аналитики называют сразу две причины. Первая – на 40 % подскочили продажи новых электромобилей в Поднебесной – до 10 млн единиц. И это указывает на то, что «китайцы» захватили две трети мирового рынка. Вторая причина – появилась положительная динамика на европейском рынке EV.
Рейтинг продаж новых китайских производителей NEV, чистых электрокаров и гибридов по итогам 2024 года выглядит так. Первое место у Li Auto, в тройке призеров HIMA, включающая в себя марки Aito, Luxeed, Maextro и Stelato, и GAC Aion. Кстати, марка Aito внесла наибольший вклад в продажи головного бренда HIMA, ее объем составил более 200.000 едициц.
№ | Марка/бренд | Продано в декабре 2024, шт. | Число проданных машин в целом за 2024 год, шт. |
---|---|---|---|
1. | Li Auto | 58 500 | 500 500 |
2. | HIMA (Aito, Luxeed, Maextro и Stelato) | 49 500 | 445 000 |
3. | GAC Aion | 46 900 | 354 000 |
4. | Leapmotor | 42 500 | 293 700 |
5. | Deepal | 36 600 | 243 900 |
6. | Zeekr | 27 200 | 222 100 |
7. | Nio | 31 100 | 221 900 |
8. | Xpeng | 36 700 | 190 000 |
9. | Xiaomi | 25 000 | 135 000 |
10. | Voyah | 12 100 | 85 700 |
11. | Avatr | 11 100 | 73 600 |
12. | IM Motors | 8 000 | 65 500 |
Глобальный рынок EV в 2025-м
Аналитики прогнозируют, что уровень спроса на электромобили в Китае достигнет исторических масштабов, что повлияет на весь глобальный автопром. Министерство промышленности КНР подсчитало, что в 2025-м продажи EV составят не менее 12 млн единиц, при этом продажи машин с классическим ДВС едва достигнут отметки в 11 млн.
Если прогноз и реальность по итогам 2025 года совпадут, впервые в истории автомобили на электричестве опередят собратьев, работающих на ископаемом топливе.
Продажи новых электромобилей в России прогнозировать аналитики не берутся. Главным фактором, регулирующим рынок, они называют правила уплаты утильсбора. С начала года утильсбор вырос только для бизнеса и физлиц, которые ввозят автомобили для перепродажи. Поэтому прогноз аналитических агентств осторожный: если правила расчета сбора в течение года больше не изменятся, продажи EV будут расти.