Есть такая цитата: «80% красоты автомобиля в его колесах». Озвучил ее Генри Форд и в чем-то он прав. За десятилетия конструкция колес не изменилась, она включает покрышки и несущий каркас в виде диска. Сама резина на вид практически не поменялась, а вот с дисками ситуация другая. Сегодня на рынке их много, они могут быть: литыми, коваными или стальными (штампованными). Выбор колесных дисков, порой, непростая задача.

Давайте разбираться на волнующий вопрос многих отечественных автомобилистов, какие же диски для автомобиля лучше.
Стальные (штампованные)
Как правило, стальными или штампованными дисками оснащаются автомобили бюджетного класса. Они отличаются незамысловатым рисунком либо его практически полным отсутствием. Есть конечно же исключения – у Opel Astra G тоже штампованные диски, но с оригинальным дизайном в виде «цветка».

Поговорим о технологии изготовления – она нетривиальная. Конструкция производится из прокатных листов металла с определенной толщиной. Далее заготовка помещается в пресс-форму и скрепляется с помощью сварки.
Плюсы и минусы
Плюсы у «штамповки» безусловно есть. В первую очередь – это ремонтопригодность. Прокатный металл пластичный. Если случился сильный удар, то разрушение диска маловероятно, в большей половине случаев он гнется. Таким образом, их ремонт, что называется возможен «на коленке». Также такие диски стоят относительно дешево.

Впрочем, минусы перевешивают плюсы. «Штамповка» быстро теряет внешний вид, она восприимчива к ржавчине, да и в целом изначально выглядит не очень привлекательно. Фактически такие диски являются общим символом дешевого транспорта. Зачастую автомобилисты их прикрывают колпаками – теми самыми, которые можно встретить на обочине, так как от удара они вылетают.
Дополняются все перечисленные выше недостатки стальных дисков их немалым весом и сложностью проведения балансировки. Колеса на «штамповке» тяжело поддаются этой процедуре.
Вывод
Штампованные диски можно использовать круглогодично. Они адаптированы к нагрузкам, что делает возможным их применение на любом покрытии. Также «штамповка» имеет высокую ремонтопригодность.
Литые
Признанными лидерами являются литые диски (лекгосплавные) либо как их называют по-другому «литье». Как правило, ими оборудуются максимальные модификации автомобилей, но тенденция уже меняется. Большая часть китайских, да и европейских производителей ставит даже на бюджетные машины «литье».
Состав дисков многокомпонентный, основными материалами являются: алюминий, титан и магний. Процесс изготовления простой – в форму заливается сплав. После этого, заготовка фрезеруется и красится. Метод литья позволяет убрать границу между ободом и диском.


Кроме этого, отдельно нужно уточнить про «оригинальные» легкосплавные диски. Автоконцерны не занимаются их производством. Компании заказывают продукт на специальных производствах. В нашей стране такие площадки тоже есть: ООО «КиК» (город Красноярск) и литейно-механический завод «СКАД» (Дивногорск, Красноярский край). На данных предприятиях оформлялись заказы на диски на ранее собираемые у нас автомобили брендов Toyota, Nissan, Renault.
Плюсы и минусы
Легкосплавные диски гораздо прочнее стальных. К тому же они отличаются низким весом и стильным дизайном. Повредить их задача не из простых: по словам экспертов, «литье» прочнее «штамповки», и чтобы диск деформировать нужен удар минимум в 5 раз сильнее. Кроме этого, они уверенно держат форму, даже при езде по неустроенным дорогам.

Минусов, к сожалению, тоже не мало. В первую очередь, это стоимость. Далее идет низкая ремонтопригодность. Здесь провести ремонт «на коленке», как в случае со «штамповкой» не получится. При трещинах нужно использовать сварку с помощью аргона и газовой смеси, но в большинстве случаев нужна полная замена.
Если литой диск потерял форму, то нужно править геометрию и не все компании этим занимаются. Таким образом, литой диск ставится на стапель специального станка и с помощью гидравлического пресса идет выправление участка повреждения.
Вывод
Рекомендуется их использовать преимущественно в городских условиях, так как существует трудность восстановления «литья» при повреждениях. Восстановление расколотого диска невозможно, потребуется полная замена.
Кованые
Кованые диски являются самыми прочными и легкими. При этом, они как не сложно догадаться отличаются существенно большей стоимостью. Автопроизводители ставят их на автомобили лимитированных модификаций.

Интересным является то, что в России кованые диски были распространены. Ими оборудовались наши «Жигули». Обогнали весь мир три российских завода. Первым является Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение «ВСМПО» (город Верхняя Салда, Свердловская область). Второй завод – «СЛИК» (город Тольятти, Самарская область), появившийся в 1993 году благодаря гонщикам «АвтоВАЗ». Третья площадка – «СМК» (Ступинская металлургическая компания). Кстати, «СМК» признали лучшей компанией даже щепетильные японцы, а ее продукция экспортируется в другие страны.
Производство кованых дисков аналогично литым, только используется метод горячей штамповки. Фактически, они изготавливаются из так называемого авиационного алюминия, который содержит присадки меди, кремния и марганца. Металлическая заготовка помещается в пресс-форму и ей придают нужный вид с помощью пресса. Далее заготовка опять нагревается и снова отправляется под пресс. После этого, она попадает в цех штамповки для механической обработки.

Плюсы и минусы
Главные плюсы – прочность и долговечность. Сломать, повредить, погнуть диск практически невозможно. Ко всему прочему, он на 10-15% легче, чем литой. Фактически, его можно эксплуатировать в любых условиях: на обычной дороге, грунтовке, щебенке.
Недостатков немного. Первый – это стоимость. Второй – передача силы удара на подвеску и кузов, в свою очередь стальные и литые диски берут его на себя.
Вывод
Эксплуатация возможна зимой и летом. Риск серьезных повреждений и деформации минимальный. Единственное, сила удара идет на кузов, что неблагоприятно сказывается на состоянии автомобиля.
Итоги

Подытоживая ответим на основной вопрос, что же лучше: «штамповка», «литье» или «ковка». В первую очередь, при выборе колесных дисков обращайте внимание на условия, в которых они будут эксплуатироваться. В городе лучше использовать литые. Если ваш автомобиль является «рабочей лошадкой», то отдавайте предпочтение «штамповке». Если вы любите скорость, то кованые будут верным выбором.