Крутящий момент против мощности: как понять, что эффективнее
Icon eye
На прочтение
2 минуты
Icon eye
Просмотры
1626
Icon eye
Комментарии
1 комментарий
Icon eye
Опубликовано
11.07.2025

Когда речь заходит о характеристиках автомобиля, чаще всего в центре внимания оказывается мощность – число лошадиных сил гордо красуется в рекламе и разговорах автолюбителей. Но про крутящий момент нередко забывают. В этой статье мы разберемся, чем принципиально отличается крутящий момент от мощности и когда он бывает важнее, чем лошадиные силы.

О крутящем моменте

Крутящий момент – это физическая величина, которая характеризует силу, вызывающую вращение объекта вокруг своей оси. Он измеряется в ньютон-метрах (Нм) и определяется, как произведение силы на длину рычага (расстояние от точки приложения силы до оси вращения).

Интересный факт в качестве примера
Возьмем гаечный ключ и гайку. Когда вы закручиваете гайку, то прикладываете силу к ручке ключа. Если ключ длинный, гайка закручивается легче, потому что крутящий момент больше. Если взять короткий ключ, даже при той же силе гайка будет закручиваться труднее, так как крутящий мoмент меньше. Это отлично иллюстрирует принцип работы крутящего момента: длинный ключ дает больше вращательной мощи, чем короткий, даже если вы давите с одинаковой силой.

В двигателе, бензиновом или дизельном, топливо сгорает и толкает поршни, а те через шатуны передают усилие на коленчатый вал, создавая крутящий момент. Этот момент «заставляет» вал вращаться и дальше вращение передается через трансмиссию на колеса автомобиля. В электродвигателях крутящий момент создается магнитным полем, которое крутит ротор.

Крутящий момент и мощность

На что влияет крутящий момент?

Крутящий момент характеризует способность двигателя создавать вращательную силу. Он определяет, как быстро машина может набирать скорость или тянуть тяжелый груз. Высокий момент на низких оборотах позволяет автомобилю быстро трогаться с места.

Мнение экспертов журнала «Car and Driver»
Эксперты зарубежного портала Car and Driver отмечают, что двигатели с высоким моментом на низких оборотах дают ощущение более «легкого» разгона.

Однако, стоит помнить, что крутящий момент доходит до колес автомобиля уже в измененном виде. Это происходит из-за работы трансмиссии, ведь колеса напрямую не связаны с двигателем. Часть крутящего момент теряется из-за трения и сопротивления в компонентах трансмиссии (шестерни, валы, сцепления).

Мнение экспертов журнала «Motor Trend»
По данным специализированного издания Motor Trend, в среднем 15-20% момента двигателя может теряться в механических трансмиссиях, а в автоматических еще больше. У электромобилей и гибридов трансмиссия проще (часто одна-две передачи), поэтому крутящий момент доходит до колес почти без изменений, но все равно регулируется электроникой.

Кроме этого, особенностью ДВС является то, что крутящий момент достигает пика на определенных оборотах, а после этого начинает снижаться. Коробка передач позволяет «растянуть» диапазон момента. Низкие передачи увеличивают момент на колесах, что идеально для старта или разгона (1, 2 и 3 передачи). Повышенные передачи снижают его, но увеличивают скорость вращения колес для поддержания автомобилем высокой скорости, без перегрузки силовой установки (4, 5 и 6 передачи).

Мнение экспертов журнала «Motor Trend»
По данным Motor Trend, современные коробки с большим количеством передач (8 или 10-ступенчатые «автоматы) позволяют точнее удерживать двигатель в зоне пикового крутящего момента, улучшая динамические характеристики и экономичность.

Что важнее, мощность или крутящий момент?

Для начала отметим, мощность – это показатель, как быстро двигатель может выполнить работу. Она зависит от крутящего момента и оборотов силовой установки. Выражается мощность в лошадиных силах или киловаттах.

Крутящий момент и мощность взаимосвязаны, так как оба параметра характеризуют работу двигателя. Простыми словами: крутящий момент – это сила, с которой двигатель крутит вал, а мощность – это то, как быстро мотор может применить эту силу.

Таким образом, что важнее для автомобиля – мощность или крутящий момент, не имеет однозначного ответа, так как оба параметра играют главные роли, но в разных аспектах работы двигателя:

  • для повседневной езды (город или трасса): крутящий мoмент здесь в приоритете, так как он обеспечивает легкий разгон;
  • для гонок или скоростной езды: мощность становится приоритетом, так как она определяет способность автомобиля развивать и удерживать высокую скорость;
  • для специальных задач (внедорожники и грузовики): крутящий мoмент важнее, он помогает преодолевать сопротивление на низких оборотах, например, при движении по бездорожью или с тяжелым грузом.
Мнение экспертов журнала «SAE International»
Сообщество автомобильных инженеров SAE International отмечает, что большинству водителей никогда не понадобиться 500 лошадиных сил, крутящий момент для них важнее, так как он определяет динамику и экономичность. Мощность больше интересует энтузиастов и гонщиков.

У каких двигателей крутящий момент больше?

Дизельные двигатели традиционно выдают больше крутящего момента особенно на низких оборотах. Это значит, что они обеспечивают мощную тягу уже с самого старта, что идеально для грузовиков и внедорожников. Например, дизельный мотор Audi Q5 на 2 литра может выдавать около 400 Нм при 1.750 об/мин, тогда как бензиновый аналог того же объема в Audi A4 обычно достигает 320-350 Нм только на высоких оборотах, около 3.000-4.000 об/мин. Это делает дизели более тяговитыми в реальных условиях, например, при обгонах или движении с прицепом.

Крутящий момент и мощность Под капотом Audi SQ5 TDI
Под капотом Audi SQ5 TDI

Бензиновые моторы, напротив, чаще ориентированы на высокие обороты, где они развивают большую мощность, но крутящий момент у них обычно ниже. Современные турбированные бензиновые движки, такие как Ford Mustang EcoBoost сокращают разрыв, выдавая 400-500 Нм, но все равно уступают дизелям в зоне низких оборотов.

Мнение экспертов журнала «Car and Driver»
Дизельные двигатели лидируют по крутящему моменту в большинстве классов автомобилей. Аналитики из Motor Trend указывают, что дизельные моторы предпочтительней для внедорожников и грузовиков, где крутящий момент важнее мощности. Автопроизводитель Mercedes-Benz подчеркивает, что дизели обеспечивают лучшую тягу и экономичность в реальных условиях, хотя бензиновые моторы выиграют в динамике на высоких скоростях.

Можно ли увеличить крутящий момент?

Да, способы увеличить, конечно же, есть. Самым популярным и относительно доступным является чип-тюнинг (перепрошивка блока ЭБУ). Чип-тюнинг оптимизирует параметры подачи топлива, воздуха и зажигания, что позволяет увеличить момент.

Также можно улучшить турбонаддув, например, путем установки более производительного компрессора. Кроме этого, увеличить момент позволит модернизация выхлопной системы: установка спортивного выхлопа, улучшающего отвод газов. Замена стандартного воздушного фильтра на фильтр нулевого сопротивления может слегка увеличить момент на 10-20 Нм.

Важно !
Все изменения с силовой установкой, включая чип-тюнинг, модернизацию выхлопной системы необходимо узаконить в ГАИ. В противном случае будет выписан штраф, а если изменения так и не будут легализованы, то регистрацию автомобиля приостановят

Итоги

Крутящий момент и мощность – два ключевых параметра, определяющих работу силовой установки, но их важность зависит от условий эксплуатации. Для городских условий, бездорожья и буксировки момент важнее, а мощность становится приоритетом для спортивных авто. Традиционно, у дизельных моторов он больше, чем у бензиновых движков.

1 комментарий

  • Vova 13 июля 2025 в 04:42

    К слову, я всегда слежу за тем, что делают Audi и Mercedes. Всегда интересно наблюдать, как они влияют на рынок и как китайские бренды реагируют на их инновации. Было бы здорово почитать любые слухи или новости об их предстоящих моделях.

    Ответить

Оставить комментарий

Популярные посты

Расскажите свою историю

Дорогие друзья! Станьте одними из первых, кто расскажет о своем опыте владения автомобилем и войдет в историю нашего сообщества! Все герои, поделившиеся своим опытом владения, получат в подарок модель автомобиля на Ваш выбор с нашего сайта kidsplayzone.ru (масштаб модельки от 1:60 до 1:38).

Выберите удобный формат участия:

  • Предоставить текстовый или устный комментарий: редакция оформит его отдельным постом с текстом.
  • Предоставить видео: редакция разместит его на сайте с Вашими комментариями.

Что мы от Вас ждем?

  • На каких авто ездили до Вашего последнего автомобиля?
  • Почему выбрали именно этот автомобиль?
  • Сколько на него тратите?
  • Плюсы и минусы владения