Контрафактные запчасти: как не попасть на обман. Наши советы

Советы автолюбителям

30% приходится на контрафактные запчасти – такую долю эксперты отводят подделкам на российском рынке автозапчастей. А в сегменте расходников этот процент еще выше.

Обычному покупателю сложно отличить фальшивку от оригинала. Мы изучили мнения экспертов, которым приходилось выявлять в торговых точках контрафакт разного уровня качества – как с грубыми признаками явно кустарного производства, так и вполне «приличные» на вид компоненты.

«Левые» детали портят все – машины, нервы их владельцев и автосервисов, репутацию честных брендов. Разбираемся, откуда берутся и как появляются в магазинах контрафактные запчасти, как не нарваться на подделку, чем чревата установка в машину компонента непонятного происхождения и почему «не совсем оригинал» – это та самая история, когда скупой платит дважды. Если не трижды.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Контрафакт, аналог «no name» и подделка: разбираемся в терминологии

Для начала: подделка и контрафакт – не одно и то же. Перед погружением в тему нужно понять, почему по сути одно и то же называют по-разному.

Аналог

«No name» – это самостоятельный «игрок рынка». Его качество иногда даже способно конкурировать с именитыми брендами, но проверить это можно только «в деле» – а это всегда риск.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Эти запчасти, как правило, производятся теми же компаниями, которые обслуживают автоконцерны. При этом они не проходят сертификацию на заводе-изготовителе автомобиля и реализуются под собственным брендом, через собственную дистрибьюторскую сеть, и за счет отсутствия расходов на маркетинг и рекламу стоят обычно дешевле.

Ради экономии покупать «безымянный Китай» можно, но при этом стоит помнить об отсутствии гарантии на качество и безопасность.

Контрафакт

Контрафакт – изделие, произведенное с нарушением чужих исключительных прав – на товарный знак, авторских, патентных и прочих.

Контрафактом будет считаться, скажем, колодка, которую где-то выпустили и незаконно продают под логотипом популярного бренда. Контрафактные запчасти при этом могут не уступать по качеству оригинальным, но это контрафакт.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Пример контрафакта – когда моторное масло отечественного производства разливают по канистрам с ярлыками признанных мировых брендов («SHELL», «Mobil», «Motul») и отправляют по торговым точкам. Как отличить контрафактное масло от оригинального – читайте в статье.

Подделка

Поддельный элемент похож на оригинальный, но не соответствует заявленным характеристикам. Как правило, это плохие материалы и низкое качество сборки.

Схожести также добиваются за счет имитации упаковки. При этом рынок подделок устроен так, что история с дешевыми аналогами с «закосом» под популярный бренд здесь не проходит – воздушный фильтр от непонятного Bocsh никто не купит. Поэтому визуальные параметры у подделок обычно на высоком уровне, и идентифицировать их непросто.

Фальшивка может не затрагивать чужих интересов и прав. Имитация тормозной колодки, которая вскоре развалится при контакте с диском, но которую не выдавали за изделие популярного бренда – подделка, но не контрафакт.

Что хуже – подделка или контрафакт?

Нюансы отличия одного от другого – прерогатива юристов, а в понимании обычного посетителя автомагазина «подделка» и «контрафакт» – одно и то же. Тем более и по факту различий тоже нет – если «левого» производителя не заботит понятие авторских прав, он обманывает покупателя, наклеивая на коробку логотип чужого бренда, вряд ли он вкладывался в качество своих изделий.

Риск нарваться на контрафактные запчасти был велик и до санкций, но два года назад магазины были просто завалены контрафактом, так как цены в тот период взлетели в среднем на 50 %. Параллельный импорт в этих условиях стал единственно верным решением, но не без последствий – от него пострадал контроль качества, который крупные концерны выстраивали годами.

Автозапчасти должны иметь большой эксплуатационный ресурс и отвечать жестким нормам по устойчивости к вибрационным нагрузкам, перепадам температур, агрессивной «химии».

Цель изготовителей, работающих по «левым» технологиям, – получить быструю выгоду при минимуме затрат. По этой причине «качественная подделка» – скорее исключение, чем правило. К тому же кустарные производители не несут ответственности перед покупателем, а «официалы», в случае брака, обязаны заменить деталь и произвести ремонт за свой счет.

Поэтому опасаться в равной степени стоит и подделок, и контрафакта. Качество не гарантировано в обоих случаях, а для автозапчастей это критично, и угрожает выходом из строя целых систем.

Как работает схема по реализации подделок и контрафакта

Для изготовления фальшивки выбирается топовая позиция (например, топливный фильтр) от популярного бренда. «Левым» изготовителям нет смысла производить широкий ассортимент, если серьезный оборот можно получить от самых востребованных артикулов.

«Предприимчивые производители» находят завод, который выпускает изделия из выбранной категории, проводят переговоры по изготовлению партии максимально похожих на подлинник аналогов. Самая распространенная схема – образец детали отправляют на китайский завод и договариваются о ее производстве.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

В производстве используют недорогие материалы, применяют минимальную обработку, не проводят контроль качества, отчего себестоимость таких запчастей невысока. Фальсификаторы экономят и, соответственно, повышают рентабельность.

Работая под чужим именем, производители «левого» товара отлично экономят – не тратятся на раскрутку, дистрибуцию и прочее – этим занимается честный бренд. Эти факторы дают таким предпринимателям огромную маржинальность.

Если контрафактные запчасти ввозятся в РФ из-за рубежа, обнаружить это на таможне не всегда удается. Часто большие партии подделок перевозятся без упаковки, выдающей принадлежность к определенному бренду, – тара для деталей заказывается уже в России.

Именно качеству «обертки», а не самой детали, уделяется повышенное внимание. Поэтому бренды заботятся о защите упаковки. На коробках можно увидеть наклейку с QR-кодом, предохраняющую коробку от вскрытия, а деталь – от подмены. Заменить наклейку на «свою» невозможно: покупатель сканирует код с помощью мобильного устройства и автоматически переходит на сайт производителя, чтобы проверить подлинность изделия по VIN-коду.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Упакованные фальшивки отправляются в розничные сети. Как вариант, «левый» товар могут смешивать с оригиналами и распространять общей массой через разные каналы сбыта. Брендовую деталь могут вынуть из оригинальной упаковки, а затем положить в нее подделку. Оригинал затем продается без упаковки.

Ситуация с подделками на авторынке в больших городах в последнее время постепенно улучшается, в основном, благодаря цифровизации. Да и розничные магазины не хотят терять клиентов. Убытки от потерянной репутации превышают сомнительную выгоду от реализации контрафактной партии, поэтому большинство продавцов не идут на такие сделки. Кроме того, высокая конкуренция на рынке запчастей требует от производителей снижать цены даже на собственную продукцию, что также уменьшает «интерес» выпускать контрафакт.

В регионах ситуация похуже. В зоне риска, в первую очередь, детали и расходники для самых популярных марок – Lada, Hyundai, Kia, Renault, Toyota и Volkswagen. Риск нарваться на контрафактные запчасти в отношении люкса, скажем, Jaguar, конечно, гораздо ниже.

География контрафакта

Эксперты подсчитали, что 90 % подделок для мирового рынка автозапчастей выпускают в Поднебесной. Оставшиеся 10 % приходятся на долю Таиланда и Индии, изредка контрафактные запчасти приезжают из Турции и ОАЭ. В России, как правило, производят контрафактные фильтры всех мастей, но основная масса все же поступает из-за рубежа.

Что чаще подделывают?

Имитируют все, но в «промышленных масштабах» – то, что чаще спрашивают. В «жертвы» выбирают популярные бренды с хорошей репутацией и востребованной продукцией, которая не нуждается в рекламе. При высоком спросе партию контрафакта легче «растворить» в сети продаж за счет быстрого оборота.

Но, чтобы даже кое-как сделать сложную деталь, нужны средства, знания и опыт. Вряд ли кто-то решит подделывать сложные в производстве и маловостребованные агрегаты типа рулевой рейки или стартера – фальсификаторы работают над более простыми задачами.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Самый незащищенный сегмент – расходники для ТО и быстроизнашиваемые детали. Моторное масло – лидер в «левом» сегменте (от 30 до 50 % контрафакта), поскольку требуется сымитировать только тару, в которую потом заливают любое дешевое масло. Кроме масел, часто подделывают лампы, фильтры, тормозные колодки и диски, свечи зажигания, сайлентблоки, приводные ремни, рычаги, шарниры, подшипники, щетки стеклоочистителей.

Оригинальное и поддельное моторное масло

Но в целом, подделывают все, тем более, что сейчас в большинстве автомобилей даже разных марок используется много общего – элементы подвески Lemforder, коробки ZF и прочее.

Как отличить подделку?

Расходники

Все расходники – в группе риска. Это фильтры всех систем, свечи, сальники, элементы подвески и тормозной системы, различные резинотехнические изделия.

Например, за воздушный фильтр вам могут попытаться выдать «нечто» с лоснящимся ворсом, который при установке окажется прямо в поршневой.

Крышка расширительного бачка для классической Газели может оказаться с некачественной резьбой. А от этой маленькой детали зависит герметичность системы охлаждения. И с этой фальшивкой избежать утечки охлаждающей жидкости не получится.

Лампы

Лампы примерно такой же проблемный сегмент. Дешевые лампы закупают в Китае, а в России маркируют и раскладывают по поддельным упаковкам с логотипами популярных брендов.

Определить поддельную лампу по упаковке сложно, поэтому осмотрите само изделие. Изучите маркировку – на оригинале она выполнена лазером и не сотрется, если потереть пальцем. Сравните изделие с «настоящим» (имейте под рукой при покупке): у оригинального колпачка обычно более аккуратные формы. У «левой» лампы нити накала будут более крупные и плоские.

Лампы можно проверить на сайте производителя: введите семизначный код с упаковки или отсканируйте QR-код. У оригинала коды должны соответствовать.

Свечи зажигания

Даже в крупном магазине можно нарваться на поддельные свечи зажигания, у которых можно обнаружить слишком тонкое уплотнительное кольцо и неправильно выставленный зазор. После их установки можно, как минимум, проститься с катушками зажигания.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

По этой номенклатуре на долю подделок приходится около 20 %. «Левая» свеча – это падение мощности, повышенный «аппетит» на масло и топливо, нестабильная работа двигателя на холостом ходу. Но настоящая опасность кроется в другом. Поддельная свеча может разрушиться, и тогда осколки керамики попадут в цилиндр. В результате – зазубрины на стенках и загиб клапанов. А замена блока цилиндров – удовольствие не из дешевых.

Тщательно изучите изделие. Корпус со сколами, плохое прилегание уплотнительного кольца, неровная установка электродов – все это признаки подделки. В случае появления сомнений протестируйте торец шестигранника свечи. Чем-нибудь металлическим (например, скрепкой) поскребите торец – если царапается легко – скорее всего, в ваших руках контрафакт.

Фильтры

Доля контрафакта среди фильтров всех видов составляет 10-15 %. Осмотрите фильтр. Бывали случаи, когда при вскрытии корпуса вместо фильтрующего элемента внутри находили комок картона и даже пустое пространство. Желтоватый цвет фильтрующего элемента, чрезмерная ворсистость материала, мало ребер «гармошки» – все эти признаки должны вызвать у вас сомнения, стоит ли покупать этот фильтр.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Некачественный воздушный фильтр способен принести проблемы в виде поломки кислородного датчика, залива свечей зажигания, оплавления катализатора. Если у топливного и масляного фильтров нарушена геометрия, будут утечки смазки и топлива. А это чревато возгоранием в моторном отсеке.

Поддельный масляный фильтр

Поддельный масляный фильтр разрушится уже через пару тысяч километров. Забьет маслоприемник, может поспособствовать заклиниванию двигателя и необходимости проведения его капремонта.

Тормозные колодки и диски

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Некачественная подделка опасна из-за снижения эффективности тормозной системы. В экстремальных условиях фрикционная накладка может треснуть или полностью разрушиться. Колодка повредит тормозной диск, что может привести к ДТП.

Осмотр поможет «вычислить» фальшивку, но только явно кустарную – с зазубринами, заусенцами, расплывшимися надписями. Если контрафакт «качественный», выявить его трудно даже эксперту.

Детали ходовой и рулевого управления

Последствия установки «левой» детали – снижение уровня комфорта и управляемости. При более негативном сценарии есть вероятность нарушения геометрии подвески и полная потеря связи колес и руля.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Выдают кустарную деталь: отсутствие «правильной» маркировки, недостаточное количество смазки, грубая обработка резьбовой части. Если подделка изготовлена более-менее качественно, отличить ее от оригинала затруднительно.

Советы, как не нарваться на подделку

Есть несколько общих правил, чтобы подстраховаться от покупки контрафакта.

Изучите упаковку

Чтобы быстро распознавать контрафакт, производители периодически обновляют дизайн упаковки. Существует также определенный алгоритм маркировки – наименование бренда, артикул, дата. Эти и другие мелочи позволяют добросовестным производителям отслеживать контрафакт.

Оригинальная упаковка имеет стикер для защиты от первого вскрытия. Вскрыть упаковку, не повредив наклейку, невозможно.

Контрафактные запчасти как не попасть на обман

Задумайтесь, когда вам предлагают товар без картонной коробки – якобы она повреждена или размокла. В большинстве случаев это признак того, что вам пытаются продать фальшивку, так как подделка упаковки – тоже затраты. Если будут предлагать скидку – не ведитесь.

Помимо картонной тары у оригинального изделия может быть еще одна упаковка – полиэтиленовая, с нанесенной различной информацией. И это дает производителям «левой» продукции простор в отношении копирования наклеек.

Оцените комплектацию и внешний вид деталей

Внимательно осмотрите деталь. Например, у контрафактных втулок стабилизатора может быть неровный разрез (или просто отсутствовать). Новые втулки в посадочном месте должны быть обработаны тальком, чего не встретишь у «левых» аналогов.

На поверхности деталей не должно быть дефектов – сколов, царапин и трещин. Резиновые элементы не должны расслаиваться или иметь резкий запах.

Обращайтесь к официальным дилерам

Подберите нужную деталь у «официалов» или оставьте заявку для проверки наличия конкретного артикула.

Не покупайте запчасти сами – доверьте это сервисам

Передайте ответственность по подбору запчастей техцентру, в котором обслуживаете машину. Распознать фальшивку не всегда способен даже профессионал. Но в этом случае хотя бы будет, кому предъявить претензию. Нормальный центр уладит вопрос миром, а с плохим центром можно судиться – шанс на компенсацию очень высок.

Проверьте покупку на подлинность

Сотрите защитный слой на упаковке, который находится рядом с VIN-кодом. Считайте QR-код с наклейки. В разделе проверки подлинности введите VIN в поле для проверки кода. Если кода в базе нет – появится соответствующее предупреждение о факте подделки.

Если в смартфоне нет программы для распознавания QR-кодов, позвоните на бесплатную горячую линию – код проверит оператор. Код можно проверить и с компьютера – на официальном сайте производителя.

В свете ультрафиолетового фонаря голограммы проявляются ярко-зелёным цветом
В свете ультрафиолетового фонаря голограммы проявляются ярко-зелёным цветом

Также одна из самых распространённых фирменных защит — голограмма. На ней отлично «читаются» название завода-производителя с датой производства, а также фирменные логотипы.

Сравните цены

Если не хочется вникать в нюансы маркировок и дизайна, просто сравните цены – как правило, продавцы предлагают примерно одинаковые ценники. Но, если на Exist или Emex деталь стоит, предположим, 1 000 ₽, а вам ее предлагают за 700 – это повод засомневаться в ее происхождении и качестве.

Но ориентироваться только на цену тоже не стоит. Чтобы не вызывать подозрений, контрафакт могут продавать «внаглую» – по цене подлинника.

Консультируйтесь с проверенными людьми

В случае сомнений обратитесь за помощью к мастеру, которому доверяете. Человеку, далекому от рынка запчастей сложно распознать фальшивку, а у профессионала есть опыт и «чутье».

Запросите у продавца сертификат

Большинство товарных групп подлежат сертификации, и сертификаты обязательно предоставляются изготовителем в розничную сеть.

Сертификат соответствия выдается на образец продукции по положительным результатам испытаний, которые проводит аккредитованный центр.

Вывод

Доля контрафакта на авторынке высока – в среднем показатель оценивают в 30 %. В основном подделывают различные расходники и детали с быстрым износом, но шанс нарваться на «левую» запчасть есть в любой категории. В особой «группе риска» – компоненты для самых распространенных марок – таких, как Lada, Hyundai, Kia.

Чтобы обезопасить себя от покупки подделки, изучите на сайте производителя знаки идентификации (голограммы, штрих-коды и другие признаки оригинальной детали и ее упаковки), проверяйте подлинность сканированием QR-кода. При покупке вспомните наши советы и внимательно осмотрите деталь – она не должна вызывать подозрений.

Покупать все необходимое там, где будет ремонт – разумно. Так вы избежите риска по неопытности нарваться на контрафактные запчасти, и у вас будет гарантия, – как на запчасть, так и на работу. Ремонтируйте машину в техцентре даже в том случае, если это обойдется дороже, чем самостоятельная покупка запчасти и ее установка мастером из соседнего гаража.

Неприятно оказаться обманутым и заплатить за «левый» товар втридорога. Можно еще получить проблемы с гарантийным обслуживанием. Если дилер докажет, что причина поломки – контрафактные запчасти, он откажется от ремонта, и будет прав. Хотя, справедливости ради отметим, что владельцы гарантийных авто редко покупают запчасти на стороне, пока машина на гарантии.

Не ведитесь на сомнительную выгоду – не стоит из двух вариантов выбирать тот, у которого ценник на условные 500 ₽ ниже, предпочитая не думать, к чему приводит такая «экономия».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий