В современных автомобилях среднее потребление топлива рассчитывает бортовой компьютер, выводя данные прямо на дисплей. Если у машины такого устройства нет, «аппетит» ДВС можно вычислить самостоятельно. Поговорим о том, как правильно рассчитать расход топлива, бензина и дизеля самостоятельно, от чего повышается «прожорливость» ДВС, как ездить более экономно.
В чем измеряется расход топлива
Расход любого топлива измеряется в литрах на 100 км – л/100 км. Автопроизводители в технической документации к машине обычно указывают нормативные значения для разных условий эксплуатации: в городе, на трассе и усредненный. При этом теоретические показатели, как правило, не совпадают с реальными.
Уровень потребления в основном зависит от конструктивных особенностей автомобиля:
Расход топлива – величина непостоянная и нестабильная. Потребление зависит от множества других факторов, о которых мы расскажем ниже.
Что может дополнительно увеличивать потребление: 12 причин повышенного «аппетита»
Перечислим объективные причины, дополнительно повышающие расход топлива. В большинстве случаев их можно контролировать.
Итак, делают двигатель более прожорливым:
- Качество топлива. Для «несоответствующей» смеси кислородные датчики (в случае с инжекторной системой) увеличивают время впрыска, что может серьезно увеличить расход. Топливную экономичность снижает сажа, покрывающая впускной коллектор, поршни, свечи и форсунки. Катализатор забивается, увеличивается процент отложения нагара и смолистых веществ на узлах ДВС – все это в итоге влияет на расход. Кроме того, из-за низкого качества топлива мотор теряет часть своей мощности. В результате водитель активнее жмет на «газ», расход увеличивается.
- Техническое состояние машины. Неотрегулированный, изношенный ДВС, неправильные углы установки колес, подклинивающие тормоза, забитый воздушный фильтр, старые свечи, неисправные датчики и другие подобные неисправности – все это отрицательно сказывается на топливной экономичности автомобиля.
- Условия эксплуатации. Движение в сложных условиях (по рыхлому снегу, размытому грунту, песку, вызывающему пробуксовку льду) повышает расход.
- Температура окружающей среды. Зимой автомобиль с недостаточно прогретым мотором едет хуже, из-за загустевшего масла потребляет топлива больше.
- Масса автомобиля. Чем он больше загружен, тем больше энергии требуется на разгон, отсюда и повышенный расход.
- Давление в шинах. Покрышки с дефицитом «атмосфер» создают повышенное сопротивление качению, сильнее деформируются при вращении, заставляя двигатель тратить дополнительную энергию.
- «Пробочный» режим эксплуатации.Затруднения в городском трафике у водителей крадут не только время, но и топливо: мотор работает, а авто практически не двигается.
- Рельеф местности. На крутых подъемах двигателю приходится работать интенсивнее.
- Аэродинамика. Ее значительное влияние на топливную экономичность начинается на скорости 50 км/ч. Воздушные потоки неизбежно тормозят машину. Ухудшить аэродинамические качества, создав дополнительные завихрения, просто. Установленный на крышу багажник, а также «апгрейд» – вмешательство в первозданную конструкцию в виде изменения штатных кузовных панелей, установки неоригинальных дефлекторов, спойлеров, брызговиков, защиты моторного отсека, а также снятие «родных» внешних элементов, увеличение дорожного просвета – все это существенно снижает показатели аэродинамической эффективности. На преодоление сопротивления воздуха уходит значительная доля мощности двигателя, соответственно, расход топлива увеличивается.
- Тяжелые колеса. Они оказывают дополнительную нагрузку на двигатель.
- «Паразиты» в виде кондиционера и других мощных потребителей электроэнергии (разнообразные подогревы, аудиосистема, фары и фонари), которые также нагружают мотор через генератор.
- Агрессивный стиль вождения. Расход при движении с более-менее постоянной скоростью остается таким же более-менее стабильным. Манера езды с преобладанием режимов «газ-тормоз» или «газ в пол» – верный способ заезжать на заправку как можно чаще.
Из-за перечисленных факторов фактическое потребление может расходиться с заявленным на 30–40 %. Если частая езда по бездорожью или на скорости, близкой к максимальной для конкретной машины – обычное дело, фактический расход будет еще выше.
Однако при стабильной эксплуатации авто в штатном режиме внезапно высокие расходные показатели по топливу могут указывать на технические проблемы.
Как государство регулирует расход топлива
Для частных автовладельцев расход, разумеется, ограничен быть не может. Но, что касается автотранспортных предприятий и других организаций, имеющих собственный автопарк, расход топлива регламентирован – методикой, утвержденной распоряжением Минтранса России № АМ-23-р.
Но, используя приведенную в методике технику расчета как ориентир, определить, какой расход для его автомобиля считается нормальным, может каждый владелец личного автомобиля.
Формула расчета нормативного расхода топлива (Qн) для легкового ТС предложена п. 7 гл. 2 Методики:
ПК учитывает температуру окружающей среды, рельеф местности, количество крутых поворотов на километр трассы, плотность населения в месте эксплуатации машины и прочие факторы, влияющие на потребление.
Формула расчета нормативного расхода топлива (Qн) для легкового ТС:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),где Hs – базовая норма расхода на пробег, л/100 км;
S – пробег, км;
D – поправочный коэффициент к норме, %.
Коэффициент D учитывает температуру окружающей среды, рельеф местности, количество крутых поворотов на километр трассы, плотность населения в месте эксплуатации машины, другие дорожно-транспортные, климатические, эксплуатационные факторы, влияющие на расход.
Простой расчет расхода топлива
Расчетами по методике приходится пользоваться юрлицам, а «обычные» автомобилисты определяют средний расход опытным путем, по пройденному километражу.
Чтобы определить «средневзвешенное» потребление, выполните последовательно следующие действия:
На этом все – исходные данные для определения среднего расхода получены. Воспользуйтесь для вычисления формулой:
Расход (л/100 км) = (Объем топлива на второй заправке / Пройденный километраж) х 100
Главная проблема этого способа – определить состояние «до полного». Все дело в конструкции топливного бака автомобиля и настройке заправочной колонки на АЗС. Даже после «отсечки» заправочного пистолета в бак поместится еще какое-то количество топлива.
Если в приведенном примере автомобиль фактически израсходовал не 55, а, скажем, 57 л, то «подрос» бы и средний расход: 10 л/100 км.
Как повысить точность расчетов
Чтобы получить более приближенный к реальности результат, можно заправлять автомобиль вручную, используя не заправочный пистолет на АЗС, а тарированную мерную емкость. Заполняйте бак оба раза под самое «горлышко», точно замеряя объем залитого топлива.
Другой способ, более продолжительный. Повторите процедуру «залить полный бак / израсходовать полный бак» несколько раз . При этом записывайте при каждом визите на АЗС количество залитого топлива. Определите средний расход по той же формуле, но в числитель поставьте общий объем всех заправок, а в знаменатель – пробег от первой до последней заправки.
За счет увеличенного числа заправок, большего пробега и нескольких посещений АЗС влияние погрешностей работы заправочных колонок на точность расчетов будет минимальным.
Расчеты на базе подробных сведений
Если хотите получить более детальный результат, учитывающий условия эксплуатации, проведите одно «исследование» в городском трафике, другое – в ритме интенсивного движения по трассе.
Таким образом, Вы оцените «аппетит» машины в разных режимах и узнаете индивидуальный «расход в смешанном цикле». Учтите, как складывается картина регулярных поездок: какую часть составляет движение по загородным магистралям, а какую – по городу, с его пробками, светофорами и «зебрами».
После того как соберете статистику, воспользуйтесь формулой:
Средний расход = (Расход на шоссе х Загородный километраж + Расход на городских улицах х Городской километраж) / Общий километраж
Почему заявленный производителем расход обычно ниже фактического?
Определив средний расход топлива, большинство автомобилистов обнаруживают существенное несоответствие между реальными показателями и теоретическими цифрами, заявленными автопроизводителем.
Причина проста. На заводах и в сертификационных лабораториях измерения выполняются по единой международной методике. По ней условия эксплуатации машины практически идеальны – чтобы их можно было воссоздавать от автомобиля к автомобилю, добиваясь тем самым корректного сравнения показателей экономичности. Эти измерительные циклы не учитывают внешних факторов. Эти факторы влияют на уровень потребления, зависят от рельефа местности, трафика, погодных условий и прочего. Состояние испытуемого авто тоже, естественно, идеальное.
Да и автоконцерну всегда выгодно преподнести новую модель в наилучшем виде. В том числе и по расходу топлива.
Рабочие способы, как снизить потребление
Оптимизируйте траты на топливо, придерживаясь простых рекомендаций:
Некоторые модели имеют режим «эко». В нем авто становится несколько заторможенным – с опозданием реагирует на действия педалью газа, мотор неспешно набирает обороты, трансмиссия старается пораньше перейти на повышенную передачу. Если подобное поведение машины не будет напрягать, а в приоритете топливная экономичность – переходите по возможности на этот режим. Такой режим реально сокращает «аппетит».
Заключение
Итак, мы выяснили, что заявленный автозаводом расход топлива обычно отличается от фактического. Причем не в меньшую сторону. На расход влияют совершенно разные факторы – от нерегулярного ТО и заснеженных дорог до манеры вождения.
Определить средний расход просто: нужно зафиксировать пройденные километры от одного полного бака до другого, и разделить объем израсходованного топлива со второй заправки на километраж. Расходовать топливо нужно до активации индикатора низкого уровня – «лампочки». Для второй заправки лучше заехать на ту же самую АЗС, что и в первый раз.
Способов повлиять на потребление много, мы привели наиболее эффективные.
Важно: все меры экономии без своевременного обслуживания и поддержания исправности ключевых узлов не имеют смысла. В свою очередь, резко возросший расход топлива может сигнализировать о проблеме. Топливная экономичность – показатель эффективности. Если она снижается без очевидных причин – проверьте работу двигателя, трансмиссии, тормозов и подвески.