Когда автомобиль не заводится «с брелка», то скорее всего проблема заключается в аккумуляторе. Именно по этой причине чаще всего наблюдаются неполадки с бортовым электрооборудованием машины. Так АКБ мог исчерпать ресурс своей работы или же банально разрядиться. Далее расскажем, как проверить уровень заряда аккумулятора и приведем проверенные способы продления ресурса ее работы.
Зачем проверять аккумулятор?
Если автомобиль не заводится удаленно или с помощью поворота ключа, то здесь следует заподозрить неисправность аккумулятора. Так происходит в нескольких случаях: вы давно не проводили замену батареи или длительно не ездили на автомобиле. Есть и другие причины разряда батареи:
Кроме этого, силовая установка автомобиля может не запуститься по причине отсутствия контакта: клеммы окислились либо они слабо затянуты. К примеру, вы снимали АКБ на время зимы, а позже установили его обратно, но должным образом не проверили, как затянуты клеммы.
Таким образом, проверка заряда аккумулятора позволит узнать, в каком состоянии находится АКБ, нужно ли проверять бортовую электронику или проводку. Проверка уровня заряда элемента питания возможна с помощью мультиметра, индикатора, ЗУ или нагрузочной вилки.
Способы проверки аккумулятора
Теперь перейдем непосредственно к способам проверки зарядки. Для начала напомним, сегодня на рынке существует несколько типов аккумуляторов:
Так большинство авто комплектуются именно свинцово-кислотными АКБ. Они отличаются надежностью и большим ресурсом. При этом, данные аккумуляторы очень чувствительны к отрицательным температурам. Так низкая температура и минимальный заряд оказывают существенное влияние на плотность электролита. Если плотность будет низкая, то это ведет к снижению емкости аккумулятора и затрудняет запуск движка.
Проверка по индикатору
Самый простой способ проверить емкость аккумулятора – воспользоваться индикатором. Технически индикатор представляет собой гидрометрический механизм (аэрометр или своего рода поплавок), который измеряет уровень жидкости в устройстве. Состояние аккумулятора определяется по цвету индикатора:
При этом, с помощью индикатора нельзя точно определить уровень электролита. Встречаются ситуации, когда ареометр показывает белый цвет, но силовая установка не запускается. Подобное происходит, когда у автомобиля достаточно мощный двигатель и на запуск не хватает оставшегося заряда.
Проверка аккумулятора с помощью мультиметра
Чтобы проверить аккумулятор автомобиля нам понадобиться специальный прибор – мультиметр. Он поможет не только измерить заряд, но и сообщит о возможной утечке тока.
Купить мультиметр вы можете в автомобильном или строительном магазине. Чтобы проверить уровень заряда элемента питания, придерживайтесь следующего порядка:
- вытащите ключ из замка зажигания;
- далее переведите мультиметр в режим вольтметра;
- с помощью переключателя выберете режим 20 вольт;
- вставьте провода в соответствующие разъемы;
- металлические щупы приложите к клеммам;
- посмотрите на показания вольтметра.
Если вольтметр показывает без нагрузки напряжение 12.6 В, то заряд АКБ составляет 100%. Когда вольтметр показывает напряжение 12.5-13.3 В, то аккумулятор имеет заряд 50-75%. Если напряжение 12.1-11.7 В – АКБ имеет критический уровень зарядки либо он неисправен. Таким образом, мультиметр позволит оценить состояние батареи.
Проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки
Как правило, данный способ используют в сервисных центрах, когда батарея дополнительно проверяется под нагрузкой. Данный вариант диагностики наиболее точный и позволяет быстрее найти причину неисправности.
Нагрузочная вилка – это прибор для проверки состояния элемента питания под нагрузкой. Она имитирует работу стартера при запуске. С ее помощью можно оценить, насколько АКБ позволяет отдавать ток в реальных условиях. Состоит она из вольтметра, который измеряет напряжение, нагрузочной спирали, щупов и переключателя режимов для теста без нагрузки и под нагрузкой.
Проверка зарядки аккумулятора происходит в два этапа:
Таким образом, вначале мы проверяем заряд АКБ без нагрузки в режиме вольтметра, а затем уже подключаем нагрузку на 5-10 секунд. Проверку следует проводить в теплом помещении. При температуре минус 20 градусов, показания будут менее точные.
Проверка аккумулятора с помощью зарядного устройства
Если мультиметром или нагрузочной вилкой нет возможности воспользоваться, то измерить заряд можно с помощью зарядного устройства для батареи. На нем расположена соответствующая кнопка «TEST». В момент проверки необходимо отключить ЗУ от сети. Для диагностики нужно удерживать на проводе кнопку «TEST» 2-3 секунды и посмотреть на цвет индикатора.
Расшифровка показаний:
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита критически важен для батареи. В первую очередь, он вливает на способность аккумулятором держать зарядку. В зависимости от того, какой у вас аккумулятор (обслуживаемый или необслуживаемый), уровень и плотность электролита измеряется так:
Что касается плотности электролита, то для измерения нам понадобится прибор – аэрометр (поплавковый или рефракторный), защитные перчатки и тряпка. Аэрометр измеряет соотношение воды и серной кислоты. Для определения плотности, необходимо погрузить трубку аэрометра в банку, сжать грушу, чтобы электролит попал в колбу. Далее надо посмотреть, на какой отметке находится жидкость. Рекомендуемое значение плотности: 1.27 – 1.29 г/см. Если параметр больше, то разбавьте электролит дистиллированной водой. Плотность мы измеряем в каждой банке. При этом, важно выждать 2 часа после зарядки.
Зарядка аккумулятора
Далее расскажем о том, как правильно выполняется заряд ка АКБ, а также можно ли зарядить батарею дома.
Можно ли заряжать аккумулятор?
Большинство аккумуляторов сегодня обслуживаемые. Таким образом, их можно зарядить в ситуациях, когда вы долго не ездили на авто или элемент питания потерял заряд по причине неполадок. Зарядку аккумулятора лучше всего проводить в гараже. При этом, важно следить, чтобы он в процессе не закипел. Это может привести к сокращению срока службы и снижению способности долго держать заряд. Так батарею на 60 ампер можно зарядить за 8 часов.
Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?
В целом, зарядить АКБ дома можно, но с соблюдением мер безопасности. Во время зарядки аккумулятора выделяются взрывоопасные газы и токсичные пары: водород, кислород, серная кислота. Идеальным местом дома, чтобы зарядить элемент питания будет – балкон. Также необходимо, чтобы сила тока была примерно 10% от емкости (для аккумуляторов на 60 ампер – 6 А). Кстати, для зарядки аккумулятора можно использовать ЗУ «холодный заряд», которое может снижать ток в автоматическом режиме.
Продление ресурса аккумулятора
Для продления ресурса аккумулятора, рекомендуем придерживаться правил:
- не оставляйте фары, музыку и другие приборы включенными при заглушенном движке;
- раз в 3 месяца проверяйте уровень электролита и очищайте клеммы от окислов;
- зимой оставляйте машину в теплом гараже;
- если авто долго стоит, отключите минусовую клемму, чтобы не допустить утечки тока;
- избегайте коротких поездок, так как генератор не успевает восполнить заряд, потраченный на запуск.
К слову, если новая батарея не держит заряд, то на это есть несколько причин: АКБ долго хранился на складе и потерял заряд, брак, короткое замыкание.
Как часто проверять аккумулятор?
Если вы эксплуатируете свое транспортное средство в «спокойном» режиме (городском), то достаточно проходить техническое обслуживание раз в год. Если вы эксплуатируете авто в экстремальном режиме (по бездорожью), то проверку следует выполнять раз в 6 месяцев. При частых длительных поездках, рекомендуем делать ревизию раз в 3 месяца. Если АКБ вдруг перестал держать заряд, то необходимо посетить сервисную мастерскую. Также срочная диагностика нужна при медленном запуске или тусклом свете фар.