Как проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля мультиметром, вольтметром, проверка зарядки АКБ авто

Когда автомобиль не заводится «с брелка», то скорее всего проблема заключается в аккумуляторе. Именно по этой причине чаще всего наблюдаются неполадки с бортовым электрооборудованием машины. Так АКБ мог исчерпать ресурс своей работы или же банально разрядиться. Далее расскажем, как проверить уровень заряда аккумулятора и приведем проверенные способы продления ресурса ее работы.

Как проверить уровень заряда аккумулятора

Зачем проверять аккумулятор?

Если автомобиль не заводится удаленно или с помощью поворота ключа, то здесь следует заподозрить неисправность аккумулятора. Так происходит в нескольких случаях: вы давно не проводили замену батареи или длительно не ездили на автомобиле. Есть и другие причины разряда батареи:

Проблемы с электропотреблением. Замыкание в бортовой сети, неисправности электрооборудования или вы забыли выключить светотехнику на ночь и заряд батареи упал до минимума.
Проблемы с генератором. С помощью генератора, в аккумуляторе накапливается заряд, когда силовая установка работает. Если есть неполадки с ним, то заряд ка АКБ не идет или он полностью разряжается.
Низкая температура воздуха. Если оставить автомобиль на улице в сильный мороз и не включить прогрев движка, то есть вероятность выхода из строя АКБ.

Кроме этого, силовая установка автомобиля может не запуститься по причине отсутствия контакта: клеммы окислились либо они слабо затянуты. К примеру, вы снимали АКБ на время зимы, а позже установили его обратно, но должным образом не проверили, как затянуты клеммы.

Таким образом, проверка заряда аккумулятора позволит узнать, в каком состоянии находится АКБ, нужно ли проверять бортовую электронику или проводку. Проверка уровня заряда элемента питания возможна с помощью мультиметра, индикатора, ЗУ или нагрузочной вилки.

Как проверить заряд аккумулятора

Способы проверки аккумулятора

Теперь перейдем непосредственно к способам проверки зарядки. Для начала напомним, сегодня на рынке существует несколько типов аккумуляторов:

Свинцово-кислотные (WET) – классический АКБ с жидким электролитом. Они могут быть обслуживаемыми (с пробкой для долива воды) или необслуживаемыми.
Литиевые (Li-ion или LiFePO4) – в нем используется твердый электролит на основе литиевых соединений. Такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам и имеют большой ресурс работы.

Так большинство авто комплектуются именно свинцово-кислотными АКБ. Они отличаются надежностью и большим ресурсом. При этом, данные аккумуляторы очень чувствительны к отрицательным температурам. Так низкая температура и минимальный заряд оказывают существенное влияние на плотность электролита. Если плотность будет низкая, то это ведет к снижению емкости аккумулятора и затрудняет запуск движка.

Проверка по индикатору

Самый простой способ проверить емкость аккумулятора – воспользоваться индикатором. Технически индикатор представляет собой гидрометрический механизм (аэрометр или своего рода поплавок), который измеряет уровень жидкости в устройстве. Состояние аккумулятора определяется по цвету индикатора:

зеленый – заряженный аккумулятор (65-100%);
белый – заряд на минимальном уровне (30-65%);
черный – критический уровень заряда (меньше 30%), требуется зарядить АКБ, долить электролит или выполнить замену устройства.

При этом, с помощью индикатора нельзя точно определить уровень электролита. Встречаются ситуации, когда ареометр показывает белый цвет, но силовая установка не запускается. Подобное происходит, когда у автомобиля достаточно мощный двигатель и на запуск не хватает оставшегося заряда.

Проверка аккумулятора с помощью мультиметра

Чтобы проверить аккумулятор автомобиля нам понадобиться специальный прибор – мультиметр. Он поможет не только измерить заряд, но и сообщит о возможной утечке тока.

Проверка с помощью мультиметра

Купить мультиметр вы можете в автомобильном или строительном магазине. Чтобы проверить уровень заряда элемента питания, придерживайтесь следующего порядка:

  • вытащите ключ из замка зажигания;
  • далее переведите мультиметр в режим вольтметра;
  • с помощью переключателя выберете режим 20 вольт;
  • вставьте провода в соответствующие разъемы;
  • металлические щупы приложите к клеммам;
  • посмотрите на показания вольтметра.

Если вольтметр показывает без нагрузки напряжение 12.6 В, то заряд АКБ составляет 100%. Когда вольтметр показывает напряжение 12.5-13.3 В, то аккумулятор имеет заряд 50-75%. Если напряжение 12.1-11.7 В – АКБ имеет критический уровень зарядки либо он неисправен. Таким образом, мультиметр позволит оценить состояние батареи.

Проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки

Как правило, данный способ используют в сервисных центрах, когда батарея дополнительно проверяется под нагрузкой. Данный вариант диагностики наиболее точный и позволяет быстрее найти причину неисправности.

Нагрузочная вилка – это прибор для проверки состояния элемента питания под нагрузкой. Она имитирует работу стартера при запуске. С ее помощью можно оценить, насколько АКБ позволяет отдавать ток в реальных условиях. Состоит она из вольтметра, который измеряет напряжение, нагрузочной спирали, щупов и переключателя режимов для теста без нагрузки и под нагрузкой.

Нагрузочная вилка

Проверка зарядки аккумулятора происходит в два этапа:

Первый этап
Оценка уровня заряда. Измерение напряжения на клеммах происходит в режиме вольтметра без нагрузки. Если вы видите показания прибора от 12 6 до 12 9 В, то это означает, что батарея заряжена. Если вольтметр показывает напряжение на клеммах от 12.3 до 12.5 В, то необходимо выполнить зарядку. Меньше 12 В означает глубокий разряд аккумулятора или его неисправность.
Второй этап
Проверка под нагрузкой. Если АКБ заряжен и уровень электролита в порядке, то к вольтметру подключается нагрузочная спираль на 5 секунд, которая имитирует работу стартера, когда происходит запуск двигателя. После этого фиксируются показатели вольтметра. В конце нагрузка отключается. Таким образом, полученные данные позволят корректно оценить работоспособность АКБ. Если вольтметр показал 10.2 В – заряд аккумулятора составляет 100%. Когда вольтметр показывает 9.6-10.2 В – заряд составляет 50-75%. Показатель меньше 9.6 В соответствует заряду 0-25%.

Таким образом, вначале мы проверяем заряд АКБ без нагрузки в режиме вольтметра, а затем уже подключаем нагрузку на 5-10 секунд. Проверку следует проводить в теплом помещении. При температуре минус 20 градусов, показания будут менее точные.

Проверка аккумулятора с помощью зарядного устройства

Если мультиметром или нагрузочной вилкой нет возможности воспользоваться, то измерить заряд можно с помощью зарядного устройства для батареи. На нем расположена соответствующая кнопка «TEST». В момент проверки необходимо отключить ЗУ от сети. Для диагностики нужно удерживать на проводе кнопку «TEST» 2-3 секунды и посмотреть на цвет индикатора.  

Расшифровка показаний:

зеленый – заряд 100%;
желтый – средний заряд;
красный – элемент питания разряжен или неисправен;
мигающий сигнал – ошибка, короткое замыкание или плохой контакт.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита критически важен для батареи. В первую очередь, он вливает на способность аккумулятором держать зарядку. В зависимости от того, какой у вас аккумулятор (обслуживаемый или необслуживаемый), уровень и плотность электролита измеряется так:

Для обслуживаемых
Открутите пробки банок, возьмите стеклянную трубку или чистый прозрачный корпус от ручки, опустите инструмент в заливное отверстие, зажмите вверх пальцем и вытащите его. Оптимальным уровнем считается – 10-15 мм. При низком уровне, возможно осыпание пластин и полный выход устройства из строя.
Для необслуживаемых
Проверяется по отметкам на корпусе. При низком уровне, батарея заменяется.неисправность.

Что касается плотности электролита, то для измерения нам понадобится прибор – аэрометр (поплавковый или рефракторный), защитные перчатки и тряпка. Аэрометр измеряет соотношение воды и серной кислоты. Для определения плотности, необходимо погрузить трубку аэрометра в банку, сжать грушу, чтобы электролит попал в колбу. Далее надо посмотреть, на какой отметке находится жидкость. Рекомендуемое значение плотности: 1.27 – 1.29 г/см. Если параметр больше, то разбавьте электролит дистиллированной водой. Плотность мы измеряем в каждой банке. При этом, важно выждать 2 часа после зарядки.

Зарядка аккумулятора

Далее расскажем о том, как правильно выполняется заряд ка АКБ, а также можно ли зарядить батарею дома.

Как проверить заряд аккумулятора

Можно ли заряжать аккумулятор?

Большинство аккумуляторов сегодня обслуживаемые. Таким образом, их можно зарядить в ситуациях, когда вы долго не ездили на авто или элемент питания потерял заряд по причине неполадок. Зарядку аккумулятора лучше всего проводить в гараже. При этом, важно следить, чтобы он в процессе не закипел. Это может привести к сокращению срока службы и снижению способности долго держать заряд. Так батарею на 60 ампер можно зарядить за 8 часов.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

В целом, зарядить АКБ дома можно, но с соблюдением мер безопасности. Во время зарядки аккумулятора выделяются взрывоопасные газы и токсичные пары: водород, кислород, серная кислота. Идеальным местом дома, чтобы зарядить элемент питания будет – балкон. Также необходимо, чтобы сила тока была примерно 10% от емкости (для аккумуляторов на 60 ампер – 6 А). Кстати, для зарядки аккумулятора можно использовать ЗУ «холодный заряд», которое может снижать ток в автоматическом режиме.  

Как проверить заряд аккумулятора

Продление ресурса аккумулятора

Для продления ресурса аккумулятора, рекомендуем придерживаться правил:

  • не оставляйте фары, музыку и другие приборы включенными при заглушенном движке;
  • раз в 3 месяца проверяйте уровень электролита и очищайте клеммы от окислов;
  • зимой оставляйте машину в теплом гараже;
  • если авто долго стоит, отключите минусовую клемму, чтобы не допустить утечки тока;
  • избегайте коротких поездок, так как генератор не успевает восполнить заряд, потраченный на запуск.

К слову, если новая батарея не держит заряд, то на это есть несколько причин: АКБ долго хранился на складе и потерял заряд, брак, короткое замыкание.

Как часто проверять аккумулятор?

Если вы эксплуатируете свое транспортное средство в «спокойном» режиме (городском), то достаточно проходить техническое обслуживание раз в год. Если вы эксплуатируете авто в экстремальном режиме (по бездорожью), то проверку следует выполнять раз в 6 месяцев. При частых длительных поездках, рекомендуем делать ревизию раз в 3 месяца. Если АКБ вдруг перестал держать заряд, то необходимо посетить сервисную мастерскую. Также срочная диагностика нужна при медленном запуске или тусклом свете фар.  

Оставить комментарий

Популярные посты

Расскажите свою историю

Дорогие друзья! Станьте одними из первых, кто расскажет о своем опыте владения автомобилем и войдет в историю нашего сообщества! Все герои, поделившиеся своим опытом владения, получат в подарок модель автомобиля на Ваш выбор с нашего сайта kidsplayzone.ru (масштаб модельки от 1:60 до 1:38).

Выберите удобный формат участия:

  • Предоставить текстовый или устный комментарий: редакция оформит его отдельным постом с текстом.
  • Предоставить видео: редакция разместит его на сайте с Вашими комментариями.

Что мы от Вас ждем?

  • На каких авто ездили до Вашего последнего автомобиля?
  • Почему выбрали именно этот автомобиль?
  • Сколько на него тратите?
  • Плюсы и минусы владения