Увы, от фальсификата не застрахован. Жидкость в «приличной» на вид канистре может напоминать моторное масло лишь цветом и консистенцией. По совместным исследованиям сети автосервисов Fit Service и аналитического агентства Gruzdev-Analyze, доля поддельных моторных масел на российском рынке составляет, как минимум, 30 %. А если учитывать марки, ушедшие из России, показатель можно смело увеличивать вдвое.
Конечно, те времена, когда автовладелец заливал фальсификат в мотор и начинал понимать об этом только через несколько лет, когда мотор «внезапно» выходил из строя, уже ушли. Появились современные способы обнаружить подделку – многозначные цифровые комбинации, пломбы, голограммы, QR-коды. Добросовестные производители дорожат репутацией и стараются защитить свой продукт.
Но и мошенники совершенствуются тоже – мастерски подделывают практически все виды защиты, используют оригинальную тару, вводят в более-менее нормальную базу дешевый пакет присадок. Подделывают и розничную упаковку (канистры), и бочковые поставки. А если учесть, что мошенники есть и в автосервисах, где в «фирменные» бочки заливают отечественную полусинтетику, то становится совсем невесело.
Разбираемся, можно ли избежать неприятной перспективы купить фальсификат вместо масла, что изучить при покупке, как народными методами проверить подлинность продукта.
Почему поддельное масло опасно?
Стандартная база фальсификата – дешевое минеральное масло с минимумом полезных присадок (или вообще без присадок). В составе подделки также отсутствуют загустители и другие обязательные компоненты, а соответственно, показатели вязкости и другие параметры не могут соответствовать нормам при определенных температурных режимах работы двигателя. Поэтому фальсификат не соответствует заявленным параметрам, отчего происходит снижение моторесурса двигателя.
При высоких нагрузках фальсификат становится чрезмерно жидким, в системе падает давление, наступает быстрый износ элементов цилиндро-поршневой группы.
При низких температурах поддельная масса становится очень густой, аккумулятору не хватает пускового тока, чтобы провернуть коленчатый вал. В обоих случаях это катастрофа для двигателя: нагруженные узлы смазываются недостаточно, а сильное трение приближает преждевременное окончание эксплуатации.
По крайней мере, необходимость капремонта двигателя может наступить уже на 50 тыс. км пробега, и даже раньше. На внутренних элементах мотора появляются «карамельные» отложения, из-за чего приходится его разбирать, снимать поршни, вкладыши коленвала, чтобы спасти силовой агрегат.
Кроме того, фейковый состав без присадок способствует появлению коррозии на внутренних стенках агрегатов.
Из чего делают фейковое масло?
Состав подделки может быть разным, но, как правило, это уже упомянутое низкокачественное минеральное масло, а также:
- смесь недорого моторного масла с гидравлическим или трансформаторным;
- дешевые минеральные жидкости;
- очищенная и регенерированная отработка.
- другие труднораспознаваемые смеси категории «бодяга», требующие лабораторного исследования их химического состава.
Умелые мошенники смешивают что угодно, лишь бы приблизить вязкость и цвет к оригиналу.
Как не купить фальсификат
Производители моторных масел вводят оригинальную маркировку на таре, наносят реквизиты партии, добавляют уникальности крышке и прочее. Однако меры защиты помогают не на 100 %: масла популярных брендов и оригинальные масла автоконцернов подделывают особенно часто. Поэтому перед покупкой определенной марки следует изучить признаки фальсификата конкретно для ее производителя.
Перед тем, как идти на кассу, запросите у продавца сертификат, подтверждающий качество и оригинальность товара. Если продавец не готов представить документы, откажитесь от покупки.
Если сомнения появились уже после оплаты товара, проверьте масло на подлинность с помощью специального сервиса от производителя. Например, у Castrol предусмотрена возможность проверить уникальный 12-значный код с голограммы на сайте, по СМС, через приложение, посредством звонка на горячую линию. Аналогичным образом работают и концерны по производству моторных масел.
Определить подделку «на глаз» сложно, но есть действительно эффективные методы понять, что перед вами – фальсификат.
Место покупки
Снизить риск получить за свои же деньги непонятно что поможет приобретение моторного масла и других технических жидкостей для автомобиля только у официальных представителей и в крупных магазинах с прямыми поставками от производителей / дистрибьюторов.
Найдите ближайшие точки продаж региональных дилеров на сайтах производителей масла. Там же проверьте, включен ли выбранный магазин в список авторизованных партнеров.
Обращайтесь в проверенные торговые точки / автосервисы с репутацией. Избегайте покупать масло и другие расходники для автомобиля в сомнительных местах вроде рынка или однодневных онлайн-сервисов – слишком высокий риск нарваться на подделку.
Конечно, купить фейк можно и в серьезной торговой сети, которая реализует сертифицированные оригинальные составы. В этом случае виноваты недобросовестные продавцы, «разбавляющие» партии оригинала каким-то количеством фальсификата.
Цена
Стоимость ниже рыночной на 10-20 % в большинстве случаев указывает на подделку. Даже крупные дилеры с большими оборотами могут рассчитывать на скидку компании-производителя всего в пару процентов. О мелких торговых точках не может быть и речи: устраиваемые ими акции и распродажи просто способ привлечь покупателей и быстрее избавиться от контрафакта. Низкая цена свидетельствует о несоответствующем регламентам качестве товара и желании продавца как можно быстрее от него избавиться.
Учтите – некоторые мошенники могут продавать подделку примерно по цене оригинального продукта. Поэтому стоит учитывать и другие признаки возможного обмана.
Упаковка
Защищенная упаковка – главный способ производителей бороться с контрафактной продукцией. Предусмотрено немало инструментов для создания многоступенчатой защиты – двухслойные этикетки, крышки со сложными пломбами, голограммы.
На защитных голограммах видны переливающиеся и сменяющие друг друга символы, надписи «original» или «genuine» – свидетельства подлинного товара. Часть картинок повреждается при вскрытии канистры. У фальсификата голографические изображения статичные или вообще отсутствуют.
Канистра
Емкости для фальсификата, как правило, производят кустарным способом или в подпольных цехах в промышленных масштабах. Более того, мошенники могут использовать тару, которая остается на СТО после замены масла. В этом случае подделку отличить сложнее.
Оригинальные канистры производят из полимеров высокого качества, переливающихся как краска «металлик». Иногда пластик имеет вкрапления. Поверхность оригинальной тары гладкая, без дефектов типа заусенцев и раковин. Швы – ровные и малозаметные.
У подделок материал емкости неоднородный, просвечивающиеся стенки, хорошо заметна спайка. На кустарной канистре неровная разметка шкалы уровня масла. Если от емкости идет неприятный запах – это однозначно фейковый продукт.
Изучите упаковку на предмет неточностей / небрежностей в логотипе. Убедитесь, что упаковка не повреждена, пломбы не нарушены.
Этикетка
Наклейка в равной степени нужна, как для информирования потребителя, так и для защиты товара. Ее внешний вид должен быть идеальным – от качественной полиграфии и ровного шрифта до ровного наклеивания. Этикетка наклеена прочно (ногтем не поддеть) и без пузырей, в тексте нет ошибок, изображения яркие и четкие.
Крышка
У фирменного масла кольцо-пломба с «усиками». Приспособление предназначено для фиксации крышки, ломается при вскрытии. Иногда на боковую поверхность крышки и пломбы нанесен штрихкод или логотип бренда.
Фальсификат можно определить так:
- Отсутствие стопорного кольца на пломбе. У подделки крышка может удерживаться «нецивилизованным» способом – за счет клея. Крышка может болтаться, а если емкость перевернуть, начнет капать жидкость.
- Рельеф ребер крышки. Иногда мошенники не уделяют особого внимания воспроизведению оригинального рельефа ребер – делают их более узкими, не наносят логотип бренда.
Другие факторы
Может указать на то, что в ваших руках подделка, информация о товаре – дата изготовления, номер партии, срок годности. У оригиналов дата выпуска отображается с точностью до секунды, соответственно, не может совпадать с датами на других емкостях. Штамп даты у подлинного продукта, в отличии от фальсификата, отчетливый, нет расплывчатости и других дефектов.
На дне обычно указывают дату производства самой канистры. Естественно, она должна быть более ранней, чем дата изготовления содержимого.
На канистре с поддельным маслом может отсутствовать информация о сроке годности / номере партии.
Как определить, что вы купили фейк?
Еще несколько народных способов проверить масло:
Конечно, точные результаты может дать только проверка химического состава в лаборатории.
Как отличить от подделок масла популярных брендов
Shell
Castrol
Mobil
Заключение
Моторное масло – часто покупаемый расходник, и продавцы из числа мошенников стараются заработать на ходовом товаре. Риск приобрести подделку среди дорогих и бюджетных масел примерно одинаков.
Фейковое моторное масло из низкокачественного сырья и без необходимых присадок вредит двигателю с первых минут его работы. Проблемы начинаются со снижения ресурса и заканчиваются полным выходом силового агрегата из строя.
Распознать подделку помогут те меры, которыми добросовестные производители стараются защитить свой товар – «правильные» этикетки и пробки, многозначные коды, голограммы, пломбы и прочее.
Так что отправляйтесь за маслом, вооружившись нашими советами и помня все признаки поддельного продукта. Не стесняйтесь досконально изучать канистру и просить сертификат на масло у продавцов. Будьте внимательны, не попадайтесь на фейковые товары!