Рынок автокредитов: повлияет ли на него повышение ключевой ставки Банка России?

Автокредит или потребительский кредит Автокредиты

Банки стали поднимать ставки по кредитам и вкладам задолго до очередного рассмотрения ключевой ставки Центробанком России. Заседание совета директоров назначено на 7 июня, но поведение рынка уже сейчас говорит об уверенности финансистов в том, что ставку точно повысят.

Чего ждать от Банка России нам – потенциальным покупателям автомобиля «взаймы у банка»? Если повысят ставку рефинансирования, то автокредиты станут менее доступны? Насколько это охладит покупательский спрос и повлияет на цены? И, вообще, спешить ли прямо сейчас с покупкой машины в кредит, или «смутные времена» лучше переждать?

Автокредитов

«Говорящие» факторы: рост цен и инфляции

В пользу грядущего увеличения ставки говорит многое. В частности, за две недели до заседания Центробанк обнародовал данные по инфляции, констатировав, что потребительские цены неуклонно растут в более чем половине российских регионов. «Мнительные» эксперты тут же восприняли информацию о негативной тенденции практически «оправданием» предстоящего повышения ставки рефинансирования.

А в прошлый понедельник результатами анализа инфляции поделился и Росстат: если на конец апреля она составляла 7,84 %, то к концу мая показатель подрос до 8,15 %. И это значительно выше прогноза ЦБ РФ на текущий год (4,3-4,8 %).

Как россияне покупают машину – в кредит или «за свои»?

Автокредитование стало главным драйвером авторынка.

Сейчас все больше легковых автомобилей покупают с долей заемных денег – преимущественно, не менее 20% от стоимости

СМИ сообщают – около 80% автовладельцев приобретают машину именно в кредит.

По статистике НБКИ, в I квартале 2024 года россияне взяли рекордное количество автокредитов – оформлено более 350 тыс. договоров (на 99,2 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года), на не менее рекордные 508 млрд ₽.

Пик автокредитования зафиксирован в марте 2024 года (156,1 тыс. договоров). Но во II квартале аналитики прогнозируют обвал кредитного рынка: уже в апреле зафиксировано существенное снижение (137,3 тыс. договоров).

Конечно, такие данные объясняются, в первую очередь, серьезным дефицитом новых автомобилей в начале 2023 года – отсюда и низкая сравнительная база. Другие причины – с весны прошлого года возобновились массовые поставки машин, начался рост продаж.

Кроме того, на «взрыв» покупательской активности и расширение рынка автокредитов весной этого года повлияли «первоапрельские нововведения» в области таможенных пошлин и утильсбора, а также акции дилеров, стремящихся разгрузить свои склады.

Все уверены в повышении ставки. Почему?

Последний раз ставку поднимали в прошлогоднем декабре – с 15 до 16 %. Причины для возможного повышения ставки ЦБ РФ в июне – «перегретые», по мнению аналитиков, как экономика, так и рынок кредитования. А ужесточение со стороны Центробанка поможет ситуацию «охладить» и сбалансировать.

Просядет ли рынок автокредитов?

Рынок автокредитования просто не может не отреагировать на рост ставки, и стоимость покупки неизбежно возрастет – как результат повышения ставки по кредитному договору. Так считает большинство аналитиков.

Однако мнения финансовых экспертов относительно значимости возможного повышения ставки для ситуации на рынке автокредитов разделились. Одни считают – если ставка будет повышена даже «незначительно» (до 17 %), рынок автокредитов отреагирует негативно – кредиты станут менее доступными для населения. И даже в случае потребительского кредитования, без залога автомобиля, повышение ключевой ставки на 1 % обычно приводит к увеличению ставки потребкредита, как минимум, до 3 %.

Для российских автоконцернов рост ставки ЦБ означает повышение ставки на заемные средства, за счет которых они развивают производство. В результате цены на автомобили, выпускаемые в РФ, поползут вверх. При этом иномарки будут дорожать из-за нового исчисления таможенных платежей. Все эти факторы будут сдерживать спрос.

Прогноз дилеров

У официальных дилеров прогнозы пессимистичные: по их мнению, кредиты для населения станут менее доступны. Бизнесу тоже придется сложно – из-за ресурсоемкости отрасли, так как на складах необходим, как минимум, двухмесячный запас автомобилей. При этом большинство китайских брендов работают на условиях предоплаты.

автокредитов

Мнение аналитиков

А другие аналитики уверены, что увеличение ставки не повлияет на рынок автокредитов – даже при нынешних достаточно высоких кредитных ставках люди по-прежнему продолжают брать машины за заемные средства, так как все еще существует определенный дефицит машин, а цены на них продолжают расти.

В качестве обобщения

Поэтому значительная часть покупателей, опасаясь еще большего подорожания, купит машину в кредит даже по повышенным ставкам. Банки, в свою очередь, из-за вводимых ЦБ ограничений станут избирательнее в отношении потенциальных заемщиков «с рисками», но от кредитования не откажутся.

Если обобщить, повышение главного регулятора экономики несколько сдержит автокредитование, но значимость эффекта преувеличивать не стоит. Однако автодилеры уже готовятся к возможным изменениям.

Что правильнее: подождать реакции рынка или купить машину сейчас?
Часть экспертов считает, что лучше проявить оперативность: сценарии, при которых ставка в ближайшей перспективе снизится, можно расценивать как невероятные.

Lada Granta Vesta Niva Travel Legend Haval Jolion Chery Tiggo OMODA C5 Geely Monjaro Haval M6

Некоторые дилеры сейчас, в тандеме с банками-партнерами, продают новые авто в кредит по ставке 10,5% годовых. Кроме того, большинством китайских брендов продолжается субсидирование ставок по автокредитам. Спеццены (до 4% ниже) и акции распространяются на экземпляры 2023 года – а их в салонах примерно 50%. Так что, советуют специалисты, если в планах была покупка машины в кредит, лучше не ждать туманных перспектив, и обращаться в автосалон прямо сейчас.

Причем дилеры заверяют: если ключевая ставка и начнет снижаться, клиентам будет предложено рефинансирование с более выгодными условиями.

Что может стать препятствием к повышению ключевой ставки?

Аналитики считают, что у Центробанка лишь один сдерживающий фактор в отношении увеличения ставки. И он больше политический, чем макроэкономический: в один день с заседанием Центробанка будет проходить другое заседание – пленарное, в рамках Петербургского международного экономического форума с участием президента РФ.

О размере новой ставки сообщат чуть раньше, и уже осведомленная о решении совета директоров ЦБ РФ бизнес-элита России сможет задать Владимиру Владимировичу Путину неудобные для Центробанка вопросы. Других факторов для того, чтобы ставка «устояла» на прежних позициях, нет.

Как банки «отыграли» пока еще непринятое решение Центробанка

Сразу несколько топовых банков на прошлой неделе озвучили повышение ставок по счетам и вкладам (у некоторых была озвучена даже ставка 18 %). Одновременно, но не публично, подросли и кредитные ставки – примерно на один процентный пункт.

Вряд ли финансисты заботятся о высоких доходах ближних. Скорее всего, их активное стремление зафиксировать условия до наступления событий 7 июня говорит о том, что они уверены в гораздо большем, чем на 1 %, изменении ставки.

Поправки в налоговое законодательство также должны повлиять на решение ЦБ – об этом уже заявила Э. Набиуллина. Будем надеяться, что если повышение ставки и произойдет, то все же не на предстоящем заседании.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий