Центробанк ужесточает правила выдачи по автокредитам: с 1 июля впервые применяются надбавки к коэффициентам риска по этому виду займов. Уровень оптимизма у экспертов и аналитиков в отношении ожиданий от ограничений ЦБ разный. Разбираемся, как нововведения повлияют на вероятность одобрения автокредитов, и как отреагирует авторынок?
Коротко о надбавках «за риск»
Финансисты называют ограничения ЦБ в отношении банков «макропруденциальными надбавками». Причина их введения – кредитная организация, выдавая рискованный займ, должна создать «под него» дополнительный капитал.
Ограничения работают они так: чем выше надбавка, тем больший капитал приходится запасать банку, чтобы иметь воможность выдавать ссуды. Поэтому макропруденциальные надбавки снижают привлекательность кредитования и так закредитованной части населения, делают выдачу займов для банков менее выгодной.
С июля макропруденциальные надбавки в очередной раз повышены по необеспеченным потребкредитам и впервые введены в отношении коэффициентов риска в категории автокредитов.
Эльвира Набиуллина объяснила эти меры реакцией на увеличение у кредитных организаций числа рискованных договоров, при этом ЦБ не ставится задача ограничить темпы кредитования.
Как нововведения повлияют на одобрение кредитов?
Надбавки введены для покрытия рисков при выдаче автокредитов заемщикам с показателем кредитной нагрузки выше 50 % – тем, кому приходится отдавать на погашение половину или больше половины от дохода.
Ужесточение кредитной политики, по мнению большинства аналитиков, увеличит долю отказов в выдаче потреб- и автокредитов. Увеличение нагрузки на капитал делает для банка кредитование граждан с высокой долговой нагрузкой убыточным. Получить шанс на машину в кредит закредитованному заемщику станет сложнее – банк или откажет, или одобрит, но с повышенной процентной ставкой.
Тем не менее, присутствует уверенность, что отказы в автокредитах, при которых риск «смягчен» залогом в виде машины, массовым трендом не станут. А вот в потребительских кредитах без обеспечения отказывать будут чаще.
Что произойдет с продажами машин?
Темпы продаж в сегменте новых машин на фоне июльского ужесточения в выдаче автокредитов снизятся на 8-10 %: такой прогноз дают эксперты. Аналогичным процентом отреагирует и рынок: в продажах будет наблюдаться примерно такое же падение. Причем в основном пострадает сегмент бюджетных и среднеценовых авто. В отношении премиальных марок отказов в кредите будет явно меньше.
Банки, чтобы компенсировать издержки от нагрузки на капитал, для граждан ставки по автокредитам поднимут: ставки вырастут до 22-25 % (19-24 % на новые машины и 22-27 % на подержанные).
Часть других финансовых аналитиков уверена, что подъем ставок на 2-3 % не окажет заметного влияния на рынок. «Официалы» в случае спада продаж могут рассчитывать на поддержку – компенсирующую льготную ставку кредитования. А вот частные перевозчики столкнутся со сложностями.
Другая группа экспертов заявила, что большинство россиян становится обладателями авто на заемные средства, и в основном это та самая закредитованная часть населения (с 50 % нагрузкой на доход), поэтому дилеров и дистрибьютеров ждет неминуемый отток покупателей.
К слову, в мае число автокредитов по отношению к апрелю возросло: на новые автомобили выдано 82,5 тыс. займов на 123,2 млрд ₽, при этом в предыдущем месяце россияне заключили 68,9 тыс. кредитных договоров на 101,6 млрд ₽.
На каких условиях могут предложить взять автокредит?
Эксперты «Банки.ру» тоже не ждут массовых отказов в автокредитах. По их мнению, в условиях «сложного рынка» банки предпочитают работать по схеме залогового кредитования, поэтому возможность взять машину в кредит, хоть и под более высокий процент, у граждан остается. При этом дальнейшее поведение авторынка будет зависеть от того, насколько граждане в принципе будут готовы к сделкам на более жестких условиях.
Эксперты финансового рынка объясняют ужесточение позиции Центробанка России «трансформацией рынка авто». Сегмент автокредитования растет, и банкам приходится страховаться не только в отношении потребкредитов и ипотеки.
Клиенту, желающему взять премиум-марку, могут предложить найти поручителей. Другое вероятное условие банка – обеспечить кредит дополнительным залогом. Другими словами, в залоге будет и машина, и, например, недвижимость. Поэтому возможность рассчитывать на автокредит остается, но готов ли заемщик к таким условиям – это вопрос.
Ограничение ЦБ может способствовать уходу покупателей на вторичный рынок или в лизинг. Кроме того, есть вероятность, что клиенты «мигрируют» в сегмент наличного кредитования.