Спрос на новые машины начал снижаться, но в сравнении с «провальным» прошлым годом все еще высок. Постепенное охлаждение рынка эксперты объясняют, в первую очередь, сокращением поставок по линии параллельного импорта. Тем не менее, продажи легковых машин в апреле достаточно высоки.
Аналитики Автостата, со ссылкой на информацию АО «ППК», подвели итоги за апрель: продажи составили 137 тыс. экземпляров – это на 81,2 % больше, чем в прошлогоднем апреле, но на 6,5 % меньше, чем в марте-2024.
Причину снижения интереса дилеры авторынка видят, в основном, в недавнем ужесточении правил ввоза машин из стран ЕАЭС. Показатели марта были рекордными: высоким продажам способствовало всеобщее ожидание повышения цен из-за отмены с 1 апреля лазеек со льготной таможней. Поэтому в апреле напряжение спроса стало снижаться, постепенно приходя к стандартным показателям. Кроме того, в охлаждении апрельского спроса эксперты «винят» высокую ключевую ставку ЦБ.
Однако господин Стариков, топ-менеджер автомобильной группы «Авилон», утверждает, что положительная динамика рынка сохраняется за счет запасов по «прежним» ценам, которые закончатся, по его мнению, через 1,5-2 месяца. По его мнению, спрос подогревается стремлением клиентов «успеть» до очередного подорожания. Кроме того, на продажи влияет всплеск интереса к китайским брендам, регулярно пополняющим авторынок новинками и рестайлинговыми моделями.
ТОП-10 марок, Lada забрала почти треть рынка
Итак, каким образом сложился апрельский ТОП-10 самых продаваемых в России брендов. Лидерство, с большим отрывом от от следующего в рейтинге бренда, сохранила отечественная LADA – на ее долю пришлось 30,8 % от всего рынка – более 42 тыс. проданных экземпляров. Это на 67,2 % больше, чем в прошлогоднем апреле. Кстати, этот результат для Lada стал лучшим с 2012 года, когда объем продаж достигал 50.000 машин.
Первое место в сегменте иностранных марок у китайского Haval с проданными 14,6 тыс. единиц – зафиксирован рост продаж на 113,6 % (в 2,1 раза).
Если оценивать четырехмесячный период 2024 года, дилерами было продано 467,7 тыс. «легковушек» – это на 89,4 % больше, чем за период январь-апрель прошлого года. Плюсовая динамика у всех брендов, но наименее значительный рост отмечен у EXEED (46,1 %), а наиболее заметный (в 13,6 раза) – у TANK (1264,8 %).
Тройку лидеров замыкает Chery (12,9 тыс. ед.), а следом идут еще пять брендов из Поднебесной – Geely, Changan, OMODA, EXEED и Jetour. В ТОП-10 также вошли Belgee из Беларуси и еще один «китаец» – TANK.
В динамике продаж «скромнее» остальных Chery и EXEED (реализация увеличилась на 38,9 и 39,2 %, соответственно). А наиболее «яркий» скачок зафиксирован у Changan (466,6 % – увеличение в 5,7 раза). Но у Changan, опять же, сказывается эффект низкой базы.
ТОП-10 моделей
Что касается модельной структуры продаж, первенство традиционно у представителей LADA – Granta (19,4 тыс. экз.) и Vesta (13,3 тыс. экз.). Еще две модели от LADA – внедорожники Niva Travel и Niva Legend заняли четвертую и пятую строчки рейтинга.
В «десятке лучших» остался Haval Jolion, с третьим результатом и 6,1 тыс. проданных машин, и еще пять моделей китайских брендов – два кроссовера Chery Tiggo (7 PRO MAX и 4 PRO), OMODA C5, Geely Monjaro, Haval M6.
У всех моделей положительная динамика на фоне апреля прошлого года, неблагоприятного с точки зрения продаж. А вот продажи в апреле «Гранты» превысили прошлогодние показатели всего на 5,9 %. В «десятке» это наименьший прирост, и процентная доля модели на рынке за 12 месяцев упала на 10 пунктов – с 24,3 % в апреле-2023 до 14,2 % в апреле-2024.
По четырехмесячному итогу «минус» показала только та же LADA Granta: снижение продаж на 1,6 %. У остальных моделей фиксируется рост, причем самый значительный – у «родственницы» по линейке «Весты» – в 26 раз. Однако причина этого «небывалого спроса» проста – «неправильная» для сравнения низкая сравнительная база, так как экземпляры нового поколения Vesta в марте 2023 года только начали сходить с конвейера.
Напомним о продажах в марте «Большая китайская тройка» и стабильный захват рынка: итоги мартовских продаж, а также по итогам февраля Продажи автомобилей в 2024 году: +85% за два месяца!