30 206 новых легковых автомобилей – это результат продаж за первую полную неделю лета (с 3 по 9 июня). Аналитики агентства «Автостат», ссылаясь на собственные исследования и результаты анализа рынка, проведенного АО «ППК», зафиксировали падение спроса на 8 % в сравнении с показателями продаж в этом сегменте по итогам предыдущей недели.
Статистика по типам транспортных средств
Основную долю реализации (85 %) по всем видам транспортных средств составили легковые автомобили. Оставшиеся 15 % – это суммарные продажи автобусов, легкого коммерческого транспорта и грузовых машин.

Сравнивая показатели с данными за предыдущие 7 дней, отрицательная динамика (-8 %) сложилась только в легковом сегменте, а другие категории демонстрируют рыночный рост. Картина динамики реализации автомобильной техники по отношению к предыдущей неделе:
- грузовики – 2 770 экз. – увеличение на 14 %;
- коммерческая техника – 2 177 экз. – увеличение на 12 %;
- автобусы – 461 экз. – увеличение на 49 %.
Рекордный подъем зафиксирован по автобусам. У грузовых и коммерческих машин результаты динамики практически на одном уровне. В целом по рынку транспортных средств за первую неделю июня отмечено снижение на 5 % – сыграло свою роль проседание сегмента «легковушек».
Причем спад продаж новых машин фиксируется не первый месяц. После рекордных мартовских продаж второй месяц подряд рынок продолжает проседать. По информации AEB, в мае-2024 реализовано 132,4 тыс. экз. – почти на 10 тыс. экз. (на 8 %) меньше, чем в апреле.
Сравнение с прошлым годом
Несмотря на некоторое охлаждение рынка, за 5 месяцев заключено 617 тыс. сделок – почти на 300 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналитики прогнозируют на июнь сохранение уровня продаж на отметке 130-140 тыс. экз., но при определенных условиях. Во-первых, если не будет серьезных внешних потрясений на рынке. Во-вторых – если продолжится дистрибьюторская поддержка продаж машин 2024 года выпуска.

Ожидается, что продажи I полугодия превысят 700 тыс. единиц. Однако сдерживающим фактором может стать пересмотр размера утильсбора. В начале лета стало известно, что Минэкономразвития России поддержало инициативу повышения тарифов.
Повлияет ли новый утильсбор?
Что это значит? До конца года наиболее популярный сегмент автомобилей с двигателем в диапазоне от 1 до 2 л ждет резкий взлет цен. Проект очередной корректировки утильсбора предусматривает поэтапный (до 2030 года) подъем тарифов на некоторые группы автотехники. К примеру, на автомобили с двигателями до 2 л ставки увеличатся вчетверо – до 1,17 млн ₽, а на электрокары – до 2,34 млн ₽. И это приведет к тому, что и «китайцы», не успевшие наладить полноценную сборку, и многие российские автопроизводители переложат возросшие затраты на покупателей.