С 1 апреля ввезти машину из ЕАЭС с низкой «растаможкой» уже не получится. Отменяется схема, на которой серьезно экономили, оформляя иномарку не в России, а у соседей по ЕАЭС. Параллельный импорт, по сути, поставлен на стоп.
У экспертов нет единогласия в отношении перспектив новых таможенных правил, возможности взлета цен и дефицита. Но многие уверены, что апрель принесет существенный рост цен на автомобили. Более того, с российского авторынка могут исчезнуть «китайцы», которые были интересны потребителю приемлемой в новых реалиях ценой.
Что будет с ценами после «первоапрельского» нововведения? Официальные дилеры уже открывают шампанское или все еще обойдется?
Параллельный импорт — изменения в правилах
В России с 1 апреля меняются правила ввоза автомобилей из стран ЕАЭС. Компанию России в Союзе составляют Беларусь, Киргизия, Казахстан и Армения. ПП № 152, опубликованное в феврале, закрывает канал параллельного импорта по сниженным таможенным ставкам. При этом в процедуре растаможивания ТС из Союза непосредственно в РФ все остается по-прежнему.
Новые правила ставят точку на так называемых «киргизских схемах» ввоза машин. Лазейки, которыми пользовались автомобильные брокеры, чтобы обходить российскую таможню и снижать ввозные пошлины, закрывают. Да и то, что уже «сэкономлено» бизнесом за счет растаможки в Киргизии, таможенники, скорее всего, «доначислят», чтобы вернуть в государственную казну РФ «упущенные» деньги – через утильсбор, НДС, акциз и пошлину.
По мнению Кабмина, нововведение создаст равные условия для тех, кто ввозит в РФ машины, растаможенные в Союзе на выгодных условиях, и тех, кто в России уплачивает за растаможку все, что предусмотрено российскими законами.
Чтобы не допускать необоснованного преимущества для «серых» участников рынка, недоплаченные в результате низких таможенных ставок в странах Союза платежи войдут в расчет утильсбора, – как для граждан, так и для организаций. Начисление будет проводиться по формуле, утвержденной в Правительстве, а правильность расчета «расширенного» утильсбора будут проверять федеральные таможенники.
Чтобы правила соблюдались, во всех странах ЕАЭС с 1 апреля заработает единая система управления рисками (СУР), по принципу контроля оборота алкогольных товаров. А это значит, что теперь все данные о растаможке будут известны российским таможенникам. По VIN машин, которым уже начислялись какие-то таможенные платежи, будут контролировать их таможенную стоимость, и доначислять «сэкономленное».
Неожиданностью это не стало
Параллельный импорт был необходим, чтобы потребители не ощутили дефицит машин после массового ухода зарубежных брендов. Однако Правительство признает, что такие экономические схемы нивелируют развитие российских компаний, сокращают поступления в государственную казну.
Новые меры вполне в логике последних месяцев по ужесточению правил «серого» импорта. Государство действует последовательно: в августе прошлого года увеличили утильсбор при ввозе ТС, ввели ограничение для частных покупателей (по «физическим» ставкам разрешили ввозить только одну машину в год), а осенью из «параллельной схемы» вывели часть китайских брендов.
Насколько подорожают машины
Какая схема позволила расцвести дешевому «серому» импорту машин после ухода иностранных брендов?
Как было
Правила ЕАЭС позволяют ввозить ТС в РФ из другой страны Союза без таможенного оформления. В соседских странах действуют как общие для ЕАЭС правила растаможки, так и «местные». Поэтому в Киргизии оформить машину намного дешевле, чем в России.
О масштабах «успешности» параллельного импорта говорят официальные данные: за I полугодие 2023 года ввоз легковых авто в Киргизию с уплатой «смешных» таможенных платежей вырос в 4,5 раза, и главный потребитель в этой статистике, судя по всему, – Россия. Схема была «рабочей» – страны с заниженными пошлинами были в прибыли, выгода для покупателя была очевидна.
Что будет
Ситуация ДО
Теперь стоимость «серых» автомобилей фактически сравняется с ценами официальных дилеров. Например, ставший популярным на волне серых схем китайский кроссовер Geely Monjaro из Кыргызской Республики пока можно купить по цене от 3 млн ₽.
Официальные дилеры запрашивают за него от 4,3 млн ₽ (эта сумма с учетом полного пакета скидок, так как «стартует» цена с 5 млн ₽). Ценовая разница между «серым» и официальным Monjaro, равная стоимости «базовой» LADA Vesta – весьма существенная.
Ситуация ПОСЛЕ
А что будет после 1 апреля? Апрельская мера фактически обнуляет преимущества «серого» автомобиля. Такие машины привлекали ценой. Да, отсутствует гарантия, но и дорогое техобслуживание у «официалов» прекращает быть необходимостью. И многие приобретали бюджетные «серые» машины, осознавая возможные риски.
Пример — Geely Monjaro
Рассмотрим тот же Geely Monjaro. Если после 1 апреля оформлять эту машину через страны ЕАЭС станет невыгодно, брокеры повезут автомобили напрямую через российскую таможню.
Monjaro с двигателем 2 л и мощностью 238 л. с. стоит 26 тыс. долларов (около 2,4 млн ₽). Таможенная ставка при ввозе в РФ из Китая – около 1,1 млн ₽. Утильсбор на физлицо – 3,4 тыс. ₽, но если машину ввозит юрлицо для свободной перепродажи, то применят коммерческую ставку утильсбора – 306 тыс. ₽. Плюс около 2–3 тыс. долларов брокеры тратят на логистику автомобиля по России. Кроме того, придется оплатить прошивку нерусифицированного головного устройства.
В результате Geely Monjaro для физлица по сниженной ставке утильсбора обойдется минимум в 4,3 млн ₽, и, в сравнении с прайсом дилера в 5 млн ₽ без скидок, эта экономия уже не так привлекательна. К тому же дилер предлагает официальную гарантию.
Теперь машины из Киргизии и Казахстана подорожают, в том числе и «высокий сегмент» – от 3-5 млн ₽ и выше. Затем подтянутся все остальные – и российские Лады и Нивы тоже.
Пример — Zeekr 001
Еще пример. При ввозе не менее востребованного россиянами электромобиля Zeekr 001 в «промежуточной» комплектации, который в КНР на наши деньги стоит 4 млн ₽, общий платеж на таможне (НДС + акциз + пошлина + утильсбор + таможенное оформление) составит 2,6 млн ₽. В результате «серый» Zeekr 001 в РФ стоит от 5,5 млн ₽, а «официальный» – около 8 млн ₽. Не верится, что при подобных доплатах машины не поедут в Россию напрямую.
Эксперты
Мнения на поведение рынка при новых правилах расходятся. Одни эксперты считают решение Правительства «концом параллельного импорта». По мнению других, нововведения минимально скажутся на ценах, так как они на 80 % от авторынка регулируются спросом, текущим предложением и себестоимостью машин, на которую никак не влияет таможенное оформление и новые условия. А цены на китайский сегмент не могут вырасти, так как рынок насыщен, и между китайскими концернами ведется жесткая борьба за покупателей.
При этом участники рынка признают, что на машины, которые не продаются в России официально, цены с 1 апреля поднимутся. Особенно это коснется китайских электромобилей.
Кому выгодно?
Новая система должна исключить приток в Россию иномарок, растаможенных по льготным схемам, и увеличить долю «официальных» машин. Государство рассчитывает снизить масштаб «серого» импорта, увеличить таможенные сборы и снизить конкуренцию для российского автопрома.
Что думают «серые» торговцы?
От новых правил выигрывают только власти и официальные дилеры, пострадают же кошельки покупателей и конкуренты «официалов» – частные брокеры, которые привозили иномарки по более низким ценам и предлагали к продаже модели, официально не представленные в России.
У дилеров «серые» торговцы отнимают долю рынка, причем ввозят они не только бюджетный сегмент, но и дорогой люкс. Лояльные цены частных компаний и брокеров, работающих «по серому», – пока серьезная конкуренция прайсам дилерским центров. Низкие цены параллельного импорта вынуждали официальных дилеров сдерживать ценник ради конкурентноспособности.
А что же дилеры?
Но когда ввоз «параллельных» машин станет для брокеров невыгодным, дилеры – в отсутствие альтернативы, и по законам рынка, – обязательно поднимут цены.
Поэтому дилерское сообщество «радуется» за клиента, который «нес серьезные риски» из-за необходимости компенсировать «недоплату» и не имел гарантийного и сервисного обслуживания от производителей, приобретая «недорастаможку».
Логика государства
Логика государства тоже понятна. Получается так, что один человек приобретает ТС официально, попутно внося все платежи в бюджет РФ, а другой, решивший сэкономить «по-серому», пополняет казну соседа, а не собственной страны. Поэтому лазейки стали постепенно закрывать: сначала стали экономически нецелесообразными поставки через Армению, потом через Беларусь. Теперь и Киргизия с Казахстаном уйдут из «серых» схем автомобильного рынка.
Некоторые эксперты также считают это решение Кабмина аргументом в развитии отношений с китайскими концернами – нужно стремиться не только продавать машины в России, но и открывать на территории РФ свои производства.
Новая формула утильсбора
Ставки утилизационного сбора не изменились, но именно в его расчет новые правила внедряют все «таможенные недоплаты». При ввозе в Россию машины из ЕАЭС утильсбор рассчитают по новой формуле: к российскому показателю добавят разницу между таможенной пошлиной РФ и пошлиной из декларации о ввозе в страну ЕАЭС, плюс разницу по НДС.
С 1 апреля утильсбор для автомобилей, ввезенных из ЕАЭС, будет рассчитываться по формуле: УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка ,
где УСед – непосредственно показатель утильсбора;
Ктп – разница между суммой таможенного оформления автомобиля в РФ и платежом при «растаможке» в другом государстве союза;
коэффициент Кндс – «недостача» по НДС;
Ка – разница в сумме акциза.
Рассмотрим пример, когда параллельное ТС ввозят из Киргизии. В этом случае в расчете будут участвовать: «коммерческий» утильсбор + разница в платежах за растаможку + разница в ставке НДС (в Киргизии – 12 %, в РФ – 20 %) + разница в акцизе. Для электромобилей тоже все изменится. На «личные» электромобили и гибриды с мотором до 3 л на период с 29.10.2023 по 01.04.2024 установлен льготный утильсбор: 3 400 ₽ на ТС до трех лет и 5 200 ₽ на ТС старше трех лет:
По новым правилам при ввозе электрокаров и последовательных гибридов в Россию требуется пассажирская таможенная декларация. В Кыргызстане и Казахстане такой документ юридически не существует, что делает растаможку невозможной. С апреля низкие ставки для «серых» электрокаров уходят в прошлое.
Что в итоге
Поток «серых киргизских машин», растаможенных частниками по заниженным инвойсам, не только портил бизнес-показатели официальных дилеров, но и тормозил российский автопром. Но формально параллельный импорт пока не уходит из правового поля, говорить о его «конце» не стоит, он просто «сужается».
Рухнут ли продажи после 1 апреля? Частным перекупщикам и автосалонам, которые практиковали продажи серых машин, придется менять схемы работы. Из-за новой системы по контролю таможенных передвижений «серые дилеры» постепенно исчезнут, но объем поставок вряд ли уменьшится – есть много желающих приобрести необычную машину из Китая. Да и европейский или американский премиум по-прежнему имеет спрос. Эксперты уверены, что дефицита машин не будет: главные игроки на авторынке – официальные дилеры. А для них правила не изменились.
Это действительно повлияет на китайский авторынок и повысит их цены. Это печальная новость, потому что китайские автомобили практичны и замечательны, особенно марка Changan, и цены на них разумные. Мы надеемся, что это решение будет отменено.