Автостат традиционно подвел ежемесячные итоги продаж новых легковых машин. В последнем весеннем месяце самым популярным брендом в России осталась LADA, победитель в сегменте иномарок Haval тоже сохранил свои лидерские позиции.
Результаты продаж по маркам
В мае 2024 продано 127,2 тыс. экземпляров – на 76,2 % больше, чем за тот же период прошлого года. Этот показатель включает все продажи на территории РФ, в том числе и через параллельные схемы.
Рейтинг в очередной раз возглавляет отечественная LADA – по-прежнему с огромным преимуществом. На долю марки с количественным результатом 40,1 тыс. единиц в последний весенний месяц пришлось 31,5 % рынка – почти каждый третий проданный экземпляр.
В списке самых продаваемых иномарок лидером снова стал Haval. Модели китайского бренда в мае приобрели в количестве 14 тыс. экз. На третьем месте Chery – обладателями продукции автоконцерна стали 13 тысяч покупателей.
Следующие четыре строчки рейтинга тоже заняты «китайцами»: Geely (10,3 тыс. ед.), Changan (10 тыс. ед.), OMODA (4,8 тыс. ед.) и EXEED (3,9 тыс. ед).
В «десятку» лидеров авторынка вошел Belgee из Беларуси, с результатом 3,6 тыс. единиц. Закрывают ТОП-10 снова бренды из Поднебесной – Jetour и JAECOO, с реализацией 3,1 тыс. экз. и 2,3 тыс. экз.
У всех брендов, вошедших в число лидеров рынка, в мае отмечается положительная динамика. Особенно ярко «выстрелил» Changan (403,2 % – в 5 раз), существенно расширивший за год свой ассортимент для российских покупателей. Наиболее скромную динамику показал EXEED, объем продаж которого возрос «всего» на 27,9 %.
Если оценивать суммарный результат за 5 месяцев с начала года, итоги продаж в РФ составили 594,9 тысяч новых «легковушек». Показатель превышает прошлогодние результаты на 86,4 %: в январе – мае 2023 было продано 319,2 тыс. моделей. Динамика по итогам 5 первых месяцев года у всех брендов «в плюсе», причем с тем же лидером, и с тем же «отстающим»: самый высокий рыночный рост показал Changan (632,9 % – в 7,3 раза), самый низкий – EXEED (42 %).
Модельный рейтинг
В «десятке» самых продаваемых моделей на первом месте уже традиционно LADA Granta с результатом 18,5 тыс. экз. – прирост рынка по отношению к маю-2023 составил 17,4 %. При этом это самая низкая динамика в рейтинге; а доля рынка LADA Granta за год упала с 21,9 % до 14,6 %.
У занявшей вторую строчку LADA Vesta доля рынка, в отличие от лидера, возросла – с 0,3 % до 10,7 % – в 32,5 раза. Но этот «взлет» объясняется незначительными продажами в прошлогоднем мае, когда новое поколение еще не было запущено в производство. По итогам мая Vesta предпочли 13,6 тыс. россиян, гарантировав модели лучшие в «десятке» показатели динамики – 5 553,9 % (рост в 56,5 раза).
Среди иномарок наиболее высокие результаты у компактного кроссовера из КНР Haval Jolion – продано 6,4 тыс. экз. (64,4 %). Следующие строчки заняли еще два «китайца» – Chery Tiggo 7 PRO Max (5,1 тыс. экз., 63,3 %) и Chery Tiggo 4 PRO (4,3 тыс. экз., 122 %). В модельный ТОП-10 также попали: две LADA Niva – Travel и Legend, Belgee X50, Changan CS55 Plus и OMODA C5.
Динамика за январь – май у всех участников рейтинга «плюсовая». Самая слабая прибавка в реализации у LADA Granta (2,3 %), а наиболее впечатляющий результат отмечен у LADA Vesta (2 950,2 % – в 30,5 раза).
Статистика других аналитиков
К слову, ранее своей статистикой продаж поделился и Минпромторг. Как было сказано на ПМЭФ-2024, за истекшие месяцы текущего года во всех сегментах авторынка продано почти 700 тыс. новых моделей.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) резюмировала, что, по сравнению с апрелем, майский рынок снизился на 7,2 %. Подобное замедление динамики продаж показал и лидер российского рынка АвтоВАЗ. По информации концерна, по отношению к апрельским продажам всех моделей Lada, зафиксировано падение спроса на 10,4 %.
Падение рынка в конце весны и в АЕБ, и в АвтоВАЗе связывают с обычным для мая снижением покупательского спроса из-за множества праздничных дней и началом отпускного сезона. Кроме того, снижение темпов динамики также является следствием растущей базы прошлого года. По мнению аналитиков, насколько устойчива тенденция замедления роста продаж, можно будет судить по июньскому рынку.
Кстати, как стало известно сегодня, ключевая ставка сохранилась на уровне 16 % – ожидаемого всеми повышения пока не произошло, так что обстановка на июньском авторынке должна сложиться достаточно оптимистично.