После рекордных мартовских продаж российский рынок EV резко просел, сумел стабилизироваться к началу лета, и в августе с показателем 1,3 тысячи экземпляров снова пошел в рост. В июне и июле продажи были примерно одинаковые – на уровне около тысячи электромобилей. При этом в первые месяцы года реализация доходила до двух тысяч машин ежемесячно. Вполне предсказуемое падение рынка началось после ужесточения правил таможенного оформления EV с 1 апреля.
Эксперты объясняют позитивную динамику августа с предстоящим обновлением ставок утильсбора – россияне стремятся стать обладателем электромобиля до ожидаемого всеми подорожания.
В «пятерке» самых популярных электромобилей появился еще один бренд, официально представленный на нашем рынке. Как сложился рынок EV в августе и по итогам 8 месяцев – изучаем данные по электромобилям от «Автостата» и Минпромторга.
Итоги продаж по данным «Автостата»
Август
В последний летний месяц россияне приобрели 1 302 новых электромобиля – этими данными поделились аналитики «Автостата». В августе отечественный рынок EV подрос по отношению к июлю на 19 %, и просел на 12 % по сравнению с августом-2023.
Лидерство по-прежнему у пока еще «неофициального» у нас Zeekr. Его результат – 610 экз., что соответствует увеличению продаж относительно прошлогоднего августа в 2,1 раза.
Следующим в ТОП-5 неожиданно стал «Москвич» (было куплено 132 машины, динамика 55 %), на третьем месте – Evolute с продажами в количестве 107 экз. и отрицательной динамикой – -44 %.
На четвертой строчке расположился Volkswagen (57 экз.), тоже потерявший 65 % рынка. А пятую строчку заняла марка Ora (45 экз.) от концерна Great Wall, которая с прошлого года продается в России официально.
Количество проданных электрокаров от остальных брендов, не попавших в «пятерку», – 351 экз. (-53 %). Результаты Evolute и Volkswagen ухудшились, а Tesla в августе вообще не сумела попасть в «пятерку».
8 месяцев
За период с января по август в России продано 12 689 новых электрокаров – этот показатель на 81 % выше, чем за 8 месяцев прошлого года. Самым популярным стал победитель августа Zeekr (5 559 ед.).
В ТОП-5 с первой строчки по четвертую те же бренды, что и по итогам августа, но немного с другой расстановкой – Evolute и Moskvich, чьи продажи с начала года подбираются к тысяче штук, поменялись местами.
Пятое место по итогам 8 месяцев – не у Ora, а у Tesla. Позитивная динамика в «пятерке» у Zeekr (в 7,6 раз) и Moskvich (в 3,5 раза), у других марок продажи снизились, особенно у Tesla – на 37 %.
Ситуация с гибридами
Неплохая ситуация и в сегменте премиальных гибридов. Особенно сильные позиции у Lixiang из КНР, которая производит батарейные автомобили с расширенным диапазоном (EREV). В августе россияне купили 1 443 экземпляра этой марки – на 18,3 % больше, чем в июле, и больше в 6,2 раза, чем в прошлогоднем августе.
Lixiang реализуется в России по неофициальным каналам, но по востребованности уступает лишь Exeed и Tank. Кроме Lixiang, в августе продано 541 гибрида от Voyah и 205 – от Aito.
Рынок электрокаров по данным Минпромторга
Минпромторг отражает данные по автомобилям, поставленным на госучет, поэтому данные немного иные. Как следует из отчета, за 8 месяцев рынок EV в России увеличился на 86 %. Если по итогам аналогичного периода 2023 года в стране было продано 7,4 тыс. электромобилей, то в этом году показатель вырос почти до 13,8 тыс. экз.
Всего за январь-август 2024 года в России было продано 994,6 тыс. легковых автомобилей. Рост рынка составил 63 % относительно аналогичного периода прошлого года. На долю электромобилей пришлось около 1,4 % продаж.
Индекс развития российского рынка новых электромобилей в августе достиг 423 %. Это самый мощный рывок с конца весны. Сейчас этот показатель в 2,5 раза превышает индекс рынка всех новых ТС, который составляет 169 %.
2. Итоги продаж: российский авторынок в июле 2024 года, тенденции и закономерности
3. Рейтинг брендов электромобилей в России. Почему продажи к концу полугодия сильно просели