Запрет регистрации машин без полной оплаты утильсбора поддержан российской Госдумой

запрет без оплаты утильсбора не оплачен не полностью Статьи

Законопроект об изменении правил регистрации ТС окончательно принят Госдумой, теперь поправки будет рассматривать Совфед. Если президент одобрит нововведения, в юридическую силу они вступят в следующем году, с 1 марта.

Изменения отменяют обязательность полиса ОСАГО при регистрации ТС в ГАИ, делают проще снятие с учета. Однако не все поправки упрощают регистрацию машины. Перечень причин для отказа может пополниться новым пунктом, запрещающим регистрационные действия, если утильсбор оплачен не полностью.

Что изменилось

ГАИ откажет в регистрации машины, если ее через границу России ввезло физлицо для личных нужд, а затем решило продать – раньше, чем это разрешено правилами. При этом запрет на регистрацию действует только в том случае, когда утильсбор за машину оплачен не полностью, и требуется доплатить сумму, недостающую до «коммерческого уровня» сбора.

Новое правило применимо в обстоятельствах, когда ТС в страну фактически ввезли для продажи, но при этом вместо коммерческого утильсбора перевозчик проявил «смекалку» и оплатил сбор как физлицо – за машину в одном экземпляре и «для себя». При этом размер «физического» утильсбора составляет чуть больше трех тысяч, а размер коммерческого «утиля», который рассчитывается с учетом объема двигателя, может превысить миллион рублей.

Раньше проблем с перерегистрацией ТС, ввезенных «в серую», не возникало. Но с осени прошлого года сбор разделили на 2 категории – «коммерческий» и для физлиц.

запрет без оплаты утильсбора не оплачен не полностью

По новым правилам, если машина, купленная «частником» за границей и оформленная в России на себя, в неполного года со дня регистрации им перепродается новому собственнику, это признается коммерцией со всеми вытекающими последствиями.

Ставку для физлиц в случае, если машину перерегистрируют на другого человека менее чем через год после таможенной очистки, использовать в расчетах нельзя. В этой ситуации государство потребует от собственника доплатить разницу. Другими словами, если физическое лицо декларирует ввоз машины для частного пользования, то она должна быть зарегистрирована на имя этого физлица не менее года.

Доначислят сбор и тому автовладельцу, который не дождался, пока пройдут 12 месяцев с момента регистрации первого ввезенного ТС, и решил привезти и оформить на себя еще одно. Действия такого предприимчивого человека теперь будут считать коммерческой деятельностью.

Запрет регистрации без уплаты утильсбора

Перерасчет утильсбора по коммерческой ставке произведут не только в ситуации продажи ТС, пока не истек год владения, но и при его дарении «раньше времени», так как дарение – это тоже отчуждение имущества.

С чем столкнется собственник машины с недоплаченным «утилем»

Формулировка нового пункта ст. 20 283-ФЗ, запрещающего регистрацию ТС, будет звучать как «обращение в регистрационное подразделение владельца ТС, не уплатившего утилизационный сбор».

Пример ситуации, которая возможна сейчас, до введения поправок. Частник ввез машину «для себя», полностью оплатил все таможенные начисления, поставил ее на учет и решил продать, не дожидаясь истечения календарного года – скажем, через 7 месяцев.

Запрет регистрации без уплаты утильсбора

Покупатель проверяет автомобиль – все в порядке, документы «чистые», все вроде бы уплачено, и совершенно легально оформляет покупку. Но проходит время, и налоговая предъявляет ему к уплате разницу в переначисленном утильсборе. Как сказал Сергей Миронов, глава одной из фракций Госдумы, «отстегни-ка еще несколько сотен тысяч или даже миллион с хвостиком».

Как будет, если поправки одобрит президент? При тех же вводных, новый собственник обращается в ГАИ, чтобы зарегистрировать купленное ТС. В Госавтоинспекции обнаруживают признаки «коммерческой сделки» и недоплату утильсбора, и предлагают владельцу машины обратиться за регистрацией машины только после оплаты доначисленного «утиля».

Риски новых поправок

За автомобили с двигателями до 3 л физлица вносят символическую плату: 3,4 тыс. ₽ за новый машину и 5,2 тыс. ₽ за вариант старше трех лет. В этом все осталось по-прежнему.

Продавцы-частники (перекупщики) теперь приравнены к юрлицам, которые занимаются поставками машин для перепродажи и получения прибыли. А размер сбора для юрлиц неизмеримо больше – до 1,2-1,6 млн ₽. Доплата этой огромной разницы станет обязанностью нового собственника (покупателя) автомобиля.

Эксперты опасаются, что поправки осложнят жизнь россиянам с уже зарегистрированными машинами. Так, после осенних поправок владельцам «параллельных» ТС стали массово приходить извещения о необходимости доплаты утильсбора – в основном на сумму 300-850 тыс. ₽. Проблема затронула не менее 5 тыс. собственников.

После одобрения поправок таможня перепроверит все ввезенные на территорию России «серые» машины. При обнаружении «недостачи» многим водителям могут приостановить регистрацию ТС.

О каких суммах речь

В России утильсбор уплачивают импортеры, покупатели (если сумма не внесена ранее) и автопроизводители. Размер платежа определяется путем умножения базовой ставки на коэффициент, который зависит от возраста машины, объема двигателя и других параметров.

Базовые коммерческие ставки на все машины единые: 20 тыс. ₽ для легковых ТС и 150 тыс. ₽ для остальных категорий (не включая самоходную и спецтехнику).

Запрет регистрации без уплаты утильсбора

За новую машину с мотором 1-2 л коммерческий «утиль» составит 300,6 тыс. ₽: 20 тыс. ₽ х к-т 15,03. А по мере увеличения объема двигателя сумма увеличивается практически в геометрической прогрессии: за агрегат 2-3 л государство обяжет заплатить 844,8 тыс. ₽, а за мотор от 3,5 л – 1 235,2 тыс. ₽. Машины из сегмента «от трех лет и старше» обойдутся еще дороже: максимум для таких машин составляет 1 624 тыс. ₽.

Мнения экспертов, юристов и депутатов

Юристы считают, что инициатива сделает ввоз иномарок невыгодным – как для покупателей, так и для людей из этого бизнеса. Новые правила направлены на то, чтобы сократить число недобросовестных поставщиков, и для «официалов» новые поправки – приятная новость, потому что предложения по новым авто становятся для них более выгодными.

На первый взгляд, поправки предупредят случаи перепродажи машин с недоплатой по «утилю» и избавят новых владельцев от сюрприза – необходимости доплачивать многотысячные суммы «утиля» в будущем, когда через несколько месяцев или даже лет придет соответствующее требование от налоговой службы.

Однако эксперты не считают, что проверка сумм утильсбора относится к полномочиям ГАИ, и уже назвали эту меру «государственным рэкетом», которым вынуждают заниматься Госавтоинспекцию, в целях перекрытия рынка автомобилям по приемлемым ценам. Они уверены, что поправки не заботятся о честных владельцах ТС, а просто станут дополнительным мощным инструментом против неплательщиков «утиля».

В Госдуме тоже были противники этих поправок и того, что ничего не подозревающий новый собственник в подобной ситуации окажется «крайним».

Вместо заключения: как избежать недоплаченного «утиля»

Если вы стали владельцем ТС с недоплатой по утильсбору, нововведения не помогут. Без полной оплаты сбора регистрация невозможна, а сделка купли-продажи уже заключена, и продавец останется «чист». Расторгать договор с физлицом – дело хлопотное, и требует веских причин, однако проблемы с утильсбором, по мнению экспертов, не являются препятствием в эксплуатации ТС – т. е., это не основание для расторжения сделки.

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации с отказом в регистрации, эксперты рекомендуют перед заключением сделки максимально тщательно проверять машину по ЭПТС и запрашивать у продавца полный пакет таможенных документов.

Узнать, уплачен сбор или нет, можно по соответствующей отметке в паспорте ТС. Проверьте сумму уплаченного утильсбора и дату, когда автомобиль прошел таможенное оформление. Кроме того, посмотрите, какая цена, откуда машина ввезена, другие моменты, чтобы не «попасть» и на другие платежи, например, на НДС. Проверьте эту информацию независимо от того, покупаете машину в салоне или «с рук». Особенно это касается «серых» машин, ввезенных частниками.

Если после таможенной очистки до момента продажи прошло меньше года, а расчеты утильсбора произведены по льготным ставкам, от такой машины лучше отказаться. Ну, или договориться с продавцом о такой скидке, чтобы покрывала сумму недоплаты.

Эксперты и юристы едины во мнении, что машины, привезенные в Россию «параллельными каналами», безопаснее покупать у организаций: дилер гарантирует оплату всех начислений, с ним проще расторгнуть договор в случае любой проблемы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий