Популярность транспондеров растет вместе с протяженностью платных участков дорог. Небольшое устройство позволяет списывать плату за проезд автоматически – водителю достаточно немного сбросить скорость.
Мы изучили особенности устройств разных операторов и делимся с вами информацией и лайфхаками. Рассказываем, как взаимодействуют транспондер и электроника на пунктах контроля, как надежно установить и выгодно пользоваться, что лучше – купить или взять в аренду, что делать, если на счете обнаружен «минус».
- О транспондере
- Как работает
- На каких «платниках» нужен транспондер
- Виды транспондеров
- В зависимости от идентификации пользователя
- Неперсонифицированные
- Персонифицированные
- В зависимости от оператора
- T-Pass
- Алгоритм подключения T-Pass
- ЗСД
- «Главная дорога»
- М11:15-58
- Как пользоваться транспондером
- Установка
- Пополнение баланса
- Оплата проезда
- А если баланс отрицательный?
- Поездки по «платникам» другого оператора
- Разрядилась батарея: что делать?
- А если в машине два транспондера?
- Если «транспондер не принят»
- Возможен ли проезд «авансом»
- Что лучше: арендовать или купить?
- Как определить оператора (эмитента)?
- Плюсы и минусы использования
- Заключение
О транспондере
Прибор предназначен для регистрации факта проезда по платному отрезку маршрута и оплаты этого проезда. Электронное устройство представляет собой небольшой пластиковый бокс, оснащенный кронштейном. Гаджет закрепляют на лобовом стекле – в этом месте он доступен для корректного считывания данных оборудованием ПВП или рамкой безбарьерной системы.
Владельцу транспондера не нужно останавливаться и тратить время, чтобы расплатиться наличными или картой – лишь бы на счете гаджета было достаточно средств. Оплата пройденного платного отрезка происходит автоматически, без участия кассира-оператора.
Базовая плата за проезд при помощи транспондера взимается по стандартным тарифам, но у операторов предусмотрены скидки и другие опции, благодаря которым на «родных» трассах можно существенно сэкономить.
Каждый прибор имеет уникальный лицевой счет и PAN-номер, комплектуется кронштейном для крепления.
Первые автомобильные транспондеры в России стали использовать 13 лет назад, на Западном скоростном диаметре (ЗСД) в Санкт-Петербурге.
Как работает
Принцип работы прибора – обмен сигналами с оборудованием ПВП. Пока автомобиль движется по бесплатному участку, режим транспондера – спящий. При приближении к платному отрезку устройство получает сигнал-запрос с ПВП и активируется. Путаницы между сигналами множества машин не бывает: система способна идентифицировать частоты.
Транспондер передает данные транспортного средства (ТС) и пользовательского договора по защищенному каналу. В момент успешной транзакции водитель слышит звуковой сигнал, шлагбаум поднимается. В активном режиме устройство находится не более 30 секунд. После этого устройство вновь становится неактивным, пока не приблизится к следующему ПВП.
Чтобы процесс шел без сбоев, скорость движения не должна превышать 30 км/ч, должно соблюдаться минимальное расстояние до идущего впереди ТС.
Устройство работает от собственной литий-ионной батареи, не требует подзарядки. Средний срок службы – 5-7 лет.
На каких «платниках» нужен транспондер
В России сейчас 14 платных дорог, и практически все они поддерживают бесконтактные расчеты.
Специальные полосы для ТС, оснащенных транспондером, выделяют цветом (зеленым, красным или желтым), а также соответствующими знаками и разметкой.
Виды транспондеров
В зависимости от идентификации пользователя
Транспондеры бывают неперсонифицированные (обезличенные, анонимные) и персонифицированные (идентифицированные).
Анонимное устройство дешевле, но персонифицированное дает контроль над финансами и больше выгодных преференций – программы лояльности, бонусные баллы, абонементы, акции.
Неперсонифицированные
Использование транспондера без регистрации, которая предполагает указание личных данных, будет анонимным. Каждое обезличенное устройство можно персонифицировать – на сайте или в центре обслуживания.
Персонифицированные
Гаджет может быть персонифицированным уже при покупке (если приобретать в центре обслуживания). Идентифицировать его можно самостоятельно. При регистрации указываются данные паспорта, email, номер телефона, а также привязывается банковская карта.
В зависимости от оператора
Сейчас в России четыре оператора платных дорог. У каждого – собственные транспондеры:
- ООО «Автодор – платные дороги» – T-Pass.
- ООО «Магистраль Северной столицы» – «ЗСД».
- АО «Новое качество дорог» – «Главная дорога».
- ООО «Северо-Западная Концессионная Компания» – «М11:15-58».
Зная, по каким платным трассам предстоит основная часть поездок, можно подобрать для себя наиболее выгодное устройство.
T-Pass
T-Pass используется на М-1, М-3, М-4, М-11, А-113 «ЦКАД», М-12, ЗСД, МСД, пр. Багратиона в Москве.
T-Pass дает преимущество в виде скидок до 83 % по абонементам, скидку от 3 до 15% по Программе лояльности. Максимальную выгоду устройство приносит на ЦКАД, а водителям грузовиков, автобусов и прочих крупных ТС (высотой более 2,6 м) – еще и на платных отрезках М-3, М-4, М-11.
Устройство от «Автодора» продаются в интернет-магазине, в центрах поддержки и обслуживания, у партнеров и франчайзи. На сайте «Автодора» отображается карта с ближайшими точками продажи.
Стоимость транспондера начинается от 4000 ₽. Цены в партнерской сети могут отличаться от цен, установленных в официальных центрах и Интернет-магазине «Автодора». Причем цены на маркетплейсах с учетом скидок могут оказаться даже ниже.
Устройство можно арендовать за 20 ₽/день.
Срок эксплуатации составляет 5 лет, после этого транспондер придется заменить: батарея несъемная.
Алгоритм подключения T-Pass
Зарегистрируйте личный кабинет (ЛК) на сайте «Автодора».
Введите номер телефона, подтвердите email, укажите номер транспондера, данные лицевого счета.
ЗСД
Транспондер ЗСД предназначен для оплаты проезда по одноименному ЗСД. Для оплаты предусмотрены отдельные Т-полосы, полосы Fast Lane.
Можно заключить пользовательский договор и приобрести в Центре продаж и обслуживания клиентов устройство с предустановленными тарифами – «Стандарт» (1 500 ₽) или «Плюс» (1 900 ₽).
Купленный транспондер имеет нулевой баланс – устройство нужно активировать, а также пополнить его счет. Анонимное устройство не привязано к конкретному договору, но его можно персонифицировать после активации.
Базовый тариф действует с 6-00 до 23-59. В тарификационное время с 00-00 до 05-59 действует скидка 50 %. Предусмотрена аренда ЗСД: 100 ₽/мес.
Потенциал батареи – 3-5 лет.
«Главная дорога»
Транспондер «Главная дорога» можно оформить в аренду, заключив договор с оператором, или купить в интернет-магазине оператора, на партнерских площадках.
Транспондер автоматически подключен к услуге интероперабельности на всех «платниках», но скидка за проезд предусмотрена только для Северного обхода Одинцово (от 173 ₽), проспекта Багратиона (от 184 ₽) и ЗСД Санкт-Петербурга (от 30 %). На других платных дорогах скидок нет.
Коротко о ценах:
- 2 149 ₽ – столько стоит в августе-2024 транспондер у оператора;
- 50 ₽/мес. – стоимость обслуживания лицевого счета пользователя;
- 150 ₽/мес. – стоимость аренды устройства (если в течение календарного месяца проезда с транспондером не было, начислений к оплате не будет);
- 1 000 ₽ – компенсационная стоимость транспондера (именно эта сумма будет удержана в случае его порчи или утраты).
Держатель транспондера, который можно купить на интернет-площадке оператора, стоит 250 ₽.
М11:15-58
Транспондер 15-58 предназначен для оплаты проезда на федеральной трассе М-11 (платный отрезок с 15 по 58 км на отрезке «Москва – Шереметьево – Солнечногорск») и других «платниках».
Транспондер 15-58 может быть только персонифицированным. С абонементом экономия может составить 55 %. Льготные условия оплаты действуют только на М-11.
Подписку подбирают в зависимости от того, насколько часто планируются поездки:
- регулярные поездки – Стандарт (200 ₽/мес.), стоимость списывается ежемесячно;
- нечастые поездки – Драйв (300 ₽/мес.), за отчетный период без поездок плата не взимается.
Для юрлиц предусмотрена подписка Бизнес, с ежемесячным списанием. Стоимость подписки (300 ₽/мес.).
Предусмотрена аренда – 200 ₽ в месяц плюс первый минимальный взнос в размере 1 000 ₽.
Клиентские офисы находятся в 6 км от МКАД по направлению в область или в центр города, на 21 км М-11.
Как пользоваться транспондером
Для корректной работы устройства требуется немного: правильная установка да поддержание положительного баланса.
Установка
Для фиксации предусмотрен кронштейн с двухсторонним скотчем. Обычно он идет в комплекте, но можно приобрести и отдельно.
В легковой машине транспондер устанавливают на лобовое стекло (с внутренней стороны), рядом с зеркалом заднего вида, таким образом, чтобы прибор не мешал обзору. В грузовиках место для монтажа устройства – по центру нижней кромки лобового стекла, в зоне дворников.
Мотоциклистам рекомендуют держать гаджет в специальном чехле на предплечье или в нагрудном кармане.
Алгоритм установки транспондера:
- Откройте коробку, убедитесь, что все элементы на месте.
- Протрите стекло машины, удалив пыль и влагу, обезжирьте поверхность спиртовой салфеткой.
- Снимите защитную пленку со скотча на кронштейне.
- Приклейте прибор антеннами вверх, названием на корпусе в салон.
- Плотно прижмите, удерживайте не менее 10 секунд.
Пополнение баланса
Условия у операторов могут отличаться, но обычно способы пополнения счета традиционные – картой (в ЛК, на сайте или в приложении), переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах, в точках обслуживания, с помощью QIWI и «Элекснет», на партнерских АЗС.
Обычно предусмотрена удобная услуга автопополнения счета.
Оплата проезда
Электроника ПВП определяет тип ТС, чтобы применить соответствующую ставку.
Об операциях по списанию средств транспондер оповещает звуковыми сигналами:
Обычно на процесс оплаты уходит не более полминуты. Однако в сезон отпусков трафик настолько плотный, что даже на полосах для транспондеров собираются очереди. Учитывайте этот факт при планировании поездки.
А если баланс отрицательный?
Когда на счете «минус», оплатить проезд транспондером невозможно. Сверните на «обычную» полосу с терминалами, заплатите другим способом.
Если баланс положительный, но сумма на счете меньше требуемой, деньги спишутся (баланс станет отрицательным), но шлагбаум откроется.
Образовавшийся долг погасите в срок, определенный оператором. Обычно это 5-10 дней.
Поездки по «платникам» другого оператора
Когда-то транспондеры работали только на «своей» дороге, но уже 6 лет предусмотрена услуга интероперабельности. Теперь гаджетом одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого – стоит лишь подключить в ЛК соответствующую услугу (это касается только владельцев T-Pass, другие транспондеры подключены по умолчанию).
Тем не менее, транспондер дает право на максимальную выгоду на «родных» дорогах. Для сторонних гаджетов скидки сохраняются, но минимальные. Дополнительные выгодные опции (баллы и прочее) при проезде с «неродным» устройством не работают.
Разрядилась батарея: что делать?
Через пять лет эксплуатации батарея утрачивает ресурс. Если батарея вдруг разрядилась у устройства с действующей гарантией, его заменят на новое (бесплатно). Если гарантийный срок уже истек, выход один – купить новое устройство.
А если в машине два транспондера?
Если установлены сразу два устройства, то при пересечении ПВП сумма спишется с баланса обоих.
Чтобы этого не произошло, уберите менее выгодный для данной дороги прибор в металлизированный пакет, не пропускающий радиосигнал, или заверните в фольгу. Рекомендуется так поступить и с тем транспондером, который лежит, допустим, в бардачке – автоматика ПВП может считать данные устройства.
Если «транспондер не принят»
Причинами могут быть: транспондер заблокирован, техническая ошибка, слабый сигнал. Если возникла такая проблема, сдайте назад, затем попытайтесь проехать еще раз – по этой или другой выделенной полосе.
Если все безуспешно, проверьте баланс и обратитесь к кассиру-оператору, чтобы тот помог списать оплату и объяснил причину проблемы. В отсутствие кассира и при наличии достаточной суммы на счете звоните в службу поддержки и действуйте согласно указаниям.
Возможен ли проезд «авансом»
Если устройство не работает, а другой способ произвести оплату для вас недоступен, обратитесь к кассиру-оператору. Тот свяжется с офисом, в котором в течение часа составят протокол признания долга и выдадут документ для оплаты.
Произведите оплату в течение 5-10 дней. По истечению этого срока, в соответствии со ст. 12.21.4 КоАП РФ, нарушителю выпишут штраф. В отношении легковушек он составляет 1 500 ₽, в части грузовых автомобилей и автобусов – 5 000 ₽.
Что лучше: арендовать или купить?
Услуга аренды транспондеров предусмотрена у всех операторов. Минимальный срок аренды – 2 дня, максимальный – год. Арендная плата может начисляться каждый день или же только в случае фактического использования устройства – это зависит от условий оператора.
Обращайтесь за арендой в офисы и точки оператора. На счет вносится определенная сумма для активации устройства (деньги будут постепенно списываться в счет оплаты платных поездок).
Преимущества: экономятся деньги на покупку транспондераа, предусмотрены те же скидки, что и у постоянных владельцев, удобный вариант для нечастых или спонтанных поездок.
Недостатки: бюрократические процедуры (нужно оформить договор аренды, подписывать акты-приема передачи), при повреждении устройства или его выходе из строя (по вине арендатора) предусмотрены штрафные санкции.
Как определить оператора (эмитента)?
Каждое устройства имеет 19-значный идентификационный порядковый номер (PAN). Номер указан на корпусе (на наклейке).
У T-Pass PAN начинается со знаков 3086595…, у «15-58» – с 6058425…, у «ЗСД» – с 6362875…, у «Главной дороги» – с 6372195….
Плюсы и минусы использования
Плюсы:
Минусы:
Заключение
Главные преимущества транспондера – льготный проезд и экономия времени на ПВП. Персонифицированное устройство дает доступ к выгодным опциям и контролю операций в ЛК. Наибольшую выгоду устройство приносит на «родной» трассе.
Приобрести устройство можно на большинстве интернет-площадок и даже на заправках, но в официальных центрах оператора платной дороги стоимость ниже (но возможны и исключения – интересуйтесь актуальными ценами). При выборе учитывайте зону действия, собственную географию поездок, гарантийный срок.
Если путешествия по «платникам» для вас редкое событие, возьмите транспондер в аренду – это будет выгоднее. Активируйте транспондер и пополняйте баланс счета заранее: на первое может потребоваться не менее суток, на второе – час или два.
Чтобы избежать штрафа, оплачивайте долги и проезд через рамки безбарьерной системы вовремя.
На платных дорогах наличие транспондера существенно экономит время водителю, потому что уже платить наличкой или как-то там останавливаться ну просто не надо. Положил деньги на счет и можешь ездить, сколько душе угодно. Главное его не забывать в дороге и вовремя пополнять.