С 1 октября размер утильсбора для иномарок индексируется на 70-85%. Новые ставки пока не коснутся автомобилей с объемом двигателя до 3 л, ввезенных не для коммерческого использования. Инициатива правительства по повышению сбора не могла не вызвать горячего обсуждения в автосообществе.
Как изменятся цены на авторынке, сделает ли государство новые машины более доступными, на что в стране идут деньги с утильсбора – позиция Минпромторга и мнения профильных экспертов помогли прояснить ситуацию.
- Что изменится после 1 октября?
- Вырастут ли цены на машины из-за повышения утильсбора?
- На какие цели расходуется утильсбор?
- Что делает государство для повышения доступности новых авто?
- Сколько старых машин утилизируется реально?
- Почему в отношении одной и той же модели действуют разные ставки?
- Когда китайский автопром локализуется на территории РФ, цены снизятся?
- В каких регионах есть ресурсы по утилизации автомобилей?
Что изменится после 1 октября?
Утильсбор сейчас уплачивают за все машины: и за те, что производят в России, и за те, что пересекают границу по импорту. От этой обязанности освобождены отдельные категории граждан – например, беженцы и вынужденные переселенцы.
Сейчас размер платежа в отношении легкового ТС с двигателем 1-2 л, ввезенного для продажи, составляет 300.600 ₽. Рассмотрим, сколько придется уплачивать за машины с разными характеристиками после наступления 1 октября.
Тех, кто ввозит ТС с мотором до 3 л «для себя», нововведение не коснется. Но есть и одно «но» – не коснется при условии, что владельцем уплачены все таможенные пошлины, и он не надумает выставлять авто на продажу в течение года. Для личных ТС с мотором более 3 л ставки вырастут в два раза.
Для всех частников и юрлиц, приобретающих машины для перепродажи в РФ, «утиль» проиндексируют поэтапно. С 1 октября – на 70-85 %, затем будет ежегодное повышение на 10-20 %, и так до 2030 года.
Для представительницы самого востребованного сегмента, легковушки с двигателем 1-2 л, утильсбор поднимется с 306.000 до 556.200 ₽. После череды ежегодных индексаций к 2030 году превратится в сумму 1.172.400 ₽.
За «трехлеток» и старше, с двигателем 2-3 л, сейчас уплачивают 1.279.000 ₽; по новым ставкам придется заплатить 2.366.000 ₽.
Для электромобилей и гибридов пока все впереди – для этих категорий ставки проиндексируют после наступления нового года.
Вырастут ли цены на машины из-за повышения утильсбора?
В Минпромторге считают, что индексация не повлияет на стоимость машин отечественного производства. Причина такого оптимизма министерства: локализованные в России производители получают господдержку в виде промышленных субсидий.
Оказывается, чем выше локализация автомобиля, тем меньше его стоимость зависит от таких внешних факторов, как величина утилизационного сбора. На аналогичные меры защиты со стороны государства могут рассчитывать и иностранные автоконцерны – в случае открытия заводов на территории РФ.
Противоположное мнение озвучил Антон Шапарин, вице-президент НАС, назвавший утильсбор «мощным фактором инфляции». Он уверен – повышение ставок утильсбора без сомнений станет причиной взлета цен, причем на все автомобили, не только на импортируемые. Производителям, выпускающим машины непосредственно в России, неизбежно тоже придется откорректировать цены, – отметил руководитель НАС.
На какие цели расходуется утильсбор?
На фоне увеличения «поборов» вполне закономерен вопрос – как расходуются эти немаленькие, в масштабах страны, деньги? В Минпромторге пояснили, что эти поступления пополняют федеральный бюджет, из которого финансируются различные программы господдержки, в том числе оказывается помощь промышленным предприятиям.
Однако конкретики в ведомстве предложить не смогли – вопрос, кто конкретно, в каком объеме получает помощь из средств утильсбора, остался без ответа.
Что делает государство для повышения доступности новых авто?
Для стимулирования спроса в России по-прежнему действует программа льготного кредитования. Недавно этот самый действенный инструмент получил продление до 2026 года.
Представители Минпромторга позитивно оценивают результаты доступности кредитов на льготных условиях, заявив, что эти меры делают новые машины более доступными – как для граждан, так и для бизнеса.
Было отмечено, что в текущем году льготное автокредитование дофинансировали – 6,5 млрд плюсом к выделенным ранее 17,3 млрд ₽. Дополнительные деньги получила и другая программа – льготного лизинга. Объем поддержки составил 8 млрд ₽ (ранее было выделенно 9 млрд ₽).
Другими инструментами поддержки отечественного автопрома в министерстве назвали: субсидирование расходов на реинжиниринг и НИОКР, льготные займы из Фонда развития промышленности, кластерные инвестиции.
Сколько старых машин утилизируется реально?
Утилизировать ТС разрешено компаниям с соответствующей лицензией Росприроднадзора, а также уполномоченным на это Минпромторгом.
Эксперты подсчитали, что ежегодно утилизируется не более 20 тыс. единиц. При этом норматив составляет 6 % от объема рынка, и это означает, что на утилизацию должны отправляться примерно 3 млн экземпляров в год. Но сейчас отечественный автопром производит гораздо меньше – в прошлом году выпуск ТС всех категорий составил всего 720 тыс.
У других экспертов – другие данные. По их информации, ежегодно из эксплуатации выводится до 400 тыс. ТС, в том числе – легковушек, грузовиков, автобусов и спецтехники. Но в шредер направляются далеко не все – большинство разбитых и старых машин идет в разбор (для разных целей). В этом случае, если считать разбор на запчасти утилизацией, тогда все ТС, снятые с учета, можно считать утилизированными.
Почему в отношении одной и той же модели действуют разные ставки?
Ситуацию с тем, что на одну и ту же модель, но с разными параметрами двигателя, введены разные ставки «утиля», эксперты считают непонятной. При этом отмечают, что возможностей проявиться у этого «парадокса» практически нет: в сегменте легковых авто уже почти не осталось вариантов с двигателями более 2 л. Даже у такого большого кроссовера, как Changan CS95, мотор – двухлитровый.
Другие эксперты эту «разницу» связывают с наличием другой логики расчетов взимания платы: предполагают, что причина кроется в объемах продаж марок с такими параметрами мотора, и призывают рассматривать вопрос комплексно.
Когда китайский автопром локализуется на территории РФ, цены снизятся?
Эксперты допускают, что машины, выпускаемые в РФ концернами, которые локализовали компоненты, будут более доступны по цене, чем импортируемые аналоги. Но сразу же добавляют, что это может произойти только в случае введения дополнительных мер поддержки и помощи от государства. По их прогнозам, локализацию следует ожидать в течение трех-четырех лет, в частности, по ключевым компонентам.
Другие профильные специалисты сомневаются, что концерны из Поднебесной планируют в ближайшее время локализовать свои производства в России. По их мнению, это связано с политикой КНР, которая не одобряет инвестиции автопромышленности в развитие своих производств на территории других государств. И именно по этой причине рассчитывать на снижение цен на «китайцев» – не стоит.
При этом эксперты соглашаются, что локализация выпуска китайских моделей смогла бы сдерживать цены после введения проиндексированных ставок утильсбора, но пока поставки в РФ – это лишь крупноузловые элементы и готовые на 100 % машины.
Напомним, сейчас из 40 представленных на нашем рынке марок из Поднебесной выпускается Haval (F7, Jolion и Dargo – в Тульской области), а также Jetour, Kaiyi, BAIC, SWM, Foton, JMC, Forthing, DFSK (в Калининграде).
В отношении ценника на нелокализованные китайские марки, эксперты в качестве примера проанализировали Chery Tiggo 4. Пока цена кроссовера составляет 2.120.000 ₽ без учета скидок, а к концу декабря вырастет, как минимум, на 250.000 ₽, – до 2.370.000 ₽. А через 5 лет модель будет стоить почти 3 млн ₽ (если не учитывать влияние инфляции).
В каких регионах есть ресурсы по утилизации автомобилей?
Этот вопрос интересует многих, но ответить на него не смогли, ни эксперты, ни власти. В Минпромторге порекомендовали обратиться за информацией в Росприроднадзор. Увы, и в этом ведомстве сообщили, что данный вопрос не относится к их компетенции.