Пожелание «Ни гвоздя, ни жезла!» водителям приходится слышать частенько. И в этом есть своя мудрость – если вторая «напасть» может остаться без последствий, первая способна привести к неприятностям и требует срочных решений. Как быть, если колесо «поймало» гвоздь или шуруп, в багажнике нет ни запаски, ни докатки, а вы вдали от «цивилизации» – автосервисов и шиномонтажей?
Как «восстановить» покрышку своими руками, для чего поливать поврежденную шину водой, чем может помочь еще один саморез, что нужно возить с собой на всякий случай – перед вами рабочие советы, что предпринять в случае пробитого колеса, кроме «беспроигрышного варианта» в виде вызова эвакуатора.
- Ищите причину или стоит ли доставать гвоздь из прокола?
- Проверьте ниппель
- Поищите шуруп
- Осмотрите колесо вокруг обода
- Что делать, когда причина проблемы установлена?
- Совет № 1: отыщите на шине заветные буквы
- Совет № 2: «запломбируйте» прокол герметиком
- Совет № 3: воспользуйтесь набором для ремонта бескамерных шин
- Совет № 4: когда под рукой ни жгута, ни герметика
- Если результата от собственных усилий нет
- Чем чревато движение с гвоздем в шине?
- Несколько советов напоследок
Ищите причину или стоит ли доставать гвоздь из прокола?
Обычно шины страдают при наезде на острые металлоизделия вроде шурупов, саморезов и гвоздей, а также при попадании в глубокую яму, с усугублением проблемы высокой скоростью.

Когда в багажнике лежат запаска, домкрат и баллонный ключ, трудности почти и нет – берешь и меняешь. Или обращаешься к сильному полу за помощью. Но в случае встречи с серьезной выбоиной можно лишиться сразу обоих колес, и тогда одно из двух придется ремонтировать. И хорошо, если под рукой окажется то, о чем пойдет речь дальше.
Итак, первое, что нужно предпринять, – определите причину падения давления – найдите место утечки воздуха и степень повреждения шины. Варианты обычно такие: колесо спускает через клапан, прокол или по ободу.
Проверьте ниппель
Узнать, держат ли ниппель или золотниковый клапан воздух, несложно – полейте их водой или смочите слюной. Если на «мокром месте» появятся пузырьки воздуха – первоисточник проблемы найден. В этом случае подтяните клапан / золотник вручную или ключом, подкачайте шину и направляйтесь в ближайший шиномонтаж. Если пузырьков нет, ищите прокол.
Поищите шуруп
Когда беглый осмотр не принес результатов – острых предметов в протекторе не обнаружилось, вновь приступайте к «водным процедурам» – поливайте шину и тщательно ее осматривайте на предмет появления воздушных пузырьков.
Если же поиски увенчались успехом, и вы обнаружили торчащий из резины саморез, как действовать в этом случае? Самое главное в этих обстоятельствах – не спешите его вынимать – остатки воздуха быстро исчезнут, как и ваши шансы добраться до шиномонтажа.

Если есть компрессор или насос, накачайте колесо, и оцените, насколько быстро оно «сдувается». «Железяка» в точке прокола частично его герметизирует, что позволит вам доехать до профессионалов.
Итак, если полезное оборудование на борту имеется, используете его по назначению, затем ищите в навигаторе ближайший автосервис, и отправляйтесь туда в неспешном темпе, наблюдая за показателями давления по борткомпьютеру. В случае его отсутствия через каждые 2-3 км останавливайтесь и проверяйте состояние шины.
Если колесо вновь заметно приспустило, подкачайте его, и снова в путь. Так вы протяните 20-30-40 км до сервисной точки.
Осмотрите колесо вокруг обода
Третий вариант, когда колесо «травит» по ободу, считается более маловероятным. Как правило, такая проблема обнаруживается вскоре после смены «резины», когда только что установленная шина не держит давление из-за проблемного диска – поврежденного или просто ржавого.

Другая причина подобной неприятности – вы «поймали» яму на высокой скорости. В этом случае диск деформируется, из-за чего появляется травление воздуха по ободу.
Если колесо не подкачивается до нужных величин, выкрутите золотник из вентиля и действуйте без него. Сопротивление на входе исчезнет, и насосу будет проще добиться результата. Вкрутите золотник обратно максимально быстро, чтобы не потерять драгоценное давление.
Что делать, когда причина проблемы установлена?
Если причину повреждения вы выяснили, но подкачать шину не удается, попытайтесь ее отремонтировать собственными руками. Предлагаем несколько сценариев.
Совет № 1: отыщите на шине заветные буквы
Прежде чем приступать к ремонту, изучите борт вашей резины. Если среди прочих надписей найдете аббревиатуру RSC, вам повезло – возвращайтесь в машину и отправляйтесь в ближайший сервис, – не быстрее 80 км/ч и не дальше, чем на 50-100 км.

Дело в том, что в большинстве современных машин запасное колесо просто не предусмотрено. Причина кроется в технологии «RunFlat System», которая за счет упрочнения боковин позволяет двигаться безопасно для диска даже на абсолютно спущенной резине.
Такие шины называют «самонесущими» или «шинами нулевого давления». Самонесущую авторезину от стандартной отличает теплостойкая резиносмесь, увеличенная ширина бортового кольца, усилители каркаса и особое строение протектора. Такие шины примерно на 20 % тяжелее «обычных».
Если шина оказалась стандартной, отремонтируйте шину с помощью специальных материалов. Об этом – ниже.
Совет № 2: «запломбируйте» прокол герметиком
Аэрозольный герметик для колес представляет собой небольшой баллончик с трубкой, заполненный специальной жидкостью / пеной со свойствами вулканизации на воздухе. Это очень нужная вещь в машине. Держите герметик в багажнике – ездить будет намного спокойнее.
Снимите колесо и поверните его ниппелем вверх – так герметик лучше распределится внутри шины. Затем встряхните баллончик, соедините клапан шины со шлангом герметика и нажмите на кнопку. Шина за несколько секунд заполнится сжатым газом и герметизирующим составом, способным «отреставрировать» прокол диаметром до 5 мм. Повращайте колесо, чтобы герметик равномерно распределился внутри, и накачайте.

Ремонт герметиком – это экспресс-метод, временная мера, чтобы дотянуть до шиномонтажа. Производитель убеждает, что ехать на колесе «под герметиком» можно без ограничения по скорости, но мы считаем, что лучше продолжить движение более осторожно. Следует также помнить, в случае боковой пробоины в полтора сантиметра и более, герметик вам вряд ли поможет.
Плюс способа – не приводит к разбалансировке, подходит для ремонта и камерных, и бескамерных покрышек. Кроме того, состав не способен испортить диски, не приблизит появление ржавчины.
Найти герметик в продаже просто: любой автомагазин или интернет-площадка предложат на выбор несколько вариантов – от различных брендов, с разными ценами. Баллончик жидкого или пенообразного герметика можно купить по цене от 500 до 1 000 ₽.
Совет № 3: воспользуйтесь набором для ремонта бескамерных шин
Держите в багажнике специальный набор для ремонта шин, в который входят армированные жгуты (обычно 4-5 шт.), клей и инструменты для установки жгутов (например, абразивное шило, нож, игла с ушком). Имея под рукой такой комплект, можно быстро восстановить шину в полевых условиях.
Если в машине спасительного комплекта не обнаружилось, придется добираться до ближайшего автомагазина – на такси или попутке.

Использовать жгут немногим сложнее, чем герметик, но освоить этот метод по силам любому водителю. Место повреждения проколите несколько раз абразивным шилом, чтобы слегка его расширить, смажьте жгут клеем и вставьте его в отверстие. После этого резко вытащите иглу – так, чтобы жгут остался в шине. «Излишки» жгута отрежьте ножом, колесо накачайте. Подробное описание использования жгута всегда есть на упаковке – не ошибетесь.
Самое большое преимущество способа – если установить жгут правильно, шину не нужно чинить на шиномонтаже «по-настоящему» – она будет служить, сколько положено, – без спускания воздуха и необходимости периодических подкачек. По крайней мере, об этом оптимистично заявляет производитель.
Стоит комплект в пределах 200-500 ₽, продается в каждом автомагазине или на маркеплейсах.
Совет № 4: когда под рукой ни жгута, ни герметика
Плохо, когда колесо пробито, а ничего для его восстановления нет, и автомагазина поблизости – тоже. Тогда обращаемся к средствам «от народа».

Если есть остатки герметика, задействуйте их – обработайте саморез, чтобы сделать его толще. Для этой же задачи подойдет и суперклей.
Если результата от собственных усилий нет
Еще несколько альтернативных эвакуатору идей:
Чем чревато движение с гвоздем в шине?
Как только что-то застряло в шине, она в любой может спустить. Особенно опасны острые предметы в переднем колесе. Если на большой скорости шина резко потеряет давление, контроль над управлением теряется.
Но это негативный сценарий. С другой стороны, застрявшая железка может вести себя «нормально» и ни на что не повлияет.
Но даже самый «дружелюбный» шуруп может в любой момент перестать быть таковым – например, после неудачного наезда на какую-то неровность. В этом случае шуруп сместится, давление начнет падать, и ситуация может выйти из-под контроля.
Несколько советов напоследок
Когда отправляетесь в поездку – будь то длинное автопутешествие или просто ежедневный маршрут на работу, не забывайте о правиле «подстелить соломку». Держите в багажнике насос или компрессор, набор для ремонта бескамерных шин, герметик и горстку саморезов.
Если увидели в пробитом колесе торчащий гвоздь, не торопитесь его вынимать – он может сослужить и хорошую службу – будет препятствовать выходу остатков воздуха и позволит вам доехать до автосервиса.
Регулярно осматривайте шины, особенно во время мойки или сразу после нее. Гвоздь можно увидеть, если искать его специально: блестящий предмет выделяется на фоне черной резины.
Благодарю за советы! Недавно купила машину, ориентируясь на этот сайт, думаю, эта статья еще пригодится.