Китай семимильными шагами завоевывает российский рынок. По сути, сейчас с ними конкурируют лишь отечественные марки – «Лады» и внедорожники УАЗ. Россияне отмечают в числе преимуществ доступную цену, крутую внешность и обилие функций, при этом указывая на ненадежность и недолговечность.
Как российский рынок воспринимает новых китайских игроков? Насколько российские потребители довольны новой реальностью? Стоит ли покупать «китайцев»? Мы побеседовали с автоэкспертами, изучили исследования ВЦИОМ. Предлагаем оценить все плюсы и минусы машин из Поднебесной.
- Ситуация на рынке в новой реальности
- Почему «китайцы» стали так популярны?
- Самые востребованные китайские марки
- Какие «фишки» привлекают покупателей?
- Почему некоторые не признают китайские марки?
- Основные преимущества и недостатки китайских авто
- Минусы
- Недостаточная адаптация к сложным российским условиям
- Скудность выбора как парадокс
- Проблемы с запчастями
- Настройки подвески
- Ненадежность, низкая остаточная стоимость
- Плюсы
- Сам факт присутствия на российском рынке
- Можно рассчитывать на гарантийный ремонт
- Богатые комплектации
- Исследования ВЦИОМ: что думают россияне о китайских брендах
- Ожидать ли дальнейшей экспансии «китайцев»?
Ситуация на рынке в новой реальности
Начиная с 2023 года авторынок показывает явное восстановление после рекордного спада 2022 года – продажи новых «легковушек» за 2023 год выросли на 69 %. Рынок на позитиве, и это несмотря на повышение цен – за полтора года ценник на новую машину подрос в среднем на 49 %.
За пару лет российский авторынок принципиально изменился – теперь в нем доминируют концерны из Поднебесной. И не просто доминируют – задают новые тренды.Китайские бренды, доля которых еще два года назад составляла лишь 9 %, сегодня заняли почти 60 % рынка.

Появилось множество ярких машин – по-настоящему инновационных, «нафаршированных» крутой электроникой, со стильным и сдержанным дизайном, роскошными салонами. Как раз таких, что считались лучшими в эпоху европейцев, корейцев и японцев.
Модели из КНР совершенно не уступают старым мировым лидерам. Более того, даже рамные внедорожники, которые в японском исполнении отличались суровой аскетичностью, у китайцев выглядят стильными, комфортными и отлично оснащенными – по последнему писку автомобильной моды.

А некоторые новые модели легендарных европейцев, включая электромобили, на фоне представителей китайского автопрома выглядят сейчас достаточно «уныло». Причем не только на российском рынке, но и на мировом.
Почему «китайцы» стали так популярны?
Главная причина возросшего спроса на китайские машины – введение санкций и уход европейских, американских, японских и южнокорейских брендов. Освободившуюся рыночную нишу не могли не заполнить бренды из дружественной нам Поднебесной.
Самые востребованные китайские марки
Самым популярным китайским брендом у нас стал Haval, с его адекватными бюджетными ценами. Если рассматривать кроссоверы, у Haval самая низкая стартовая стоимость. Кроме того, у бренда самая большая линейка: новый Н9, Jolion, новый Jolion, Dargo, Dargo X, M6, F7, F7X, Н3.

На модели Haval распространяется господдержка – а это эффективный толчок к покупке нового автомобиля.
Практически так же популярны у россиян Chery и Geely.
Какие «фишки» привлекают покупателей?
Китайские концерны делают ставку на оптимальное сочетание двигателей и КПП. Тандем «робота» и турбомотора дает лучшие скоростные показатели при меньшем расходе топлива.
Практически каждая, в том числе и бюджетная, китайская машина может похвастаться какой-то инновацией. Даже базовые модификации оснащены современными системами безопасности и набором разных «фишек», которыми основная часть населения России совсем не избалована.
Пока еще к новшествам относят возможность управлять машиной голосом, открывать ее через отпечаток пальца или считывание лица, переключать аудиофайлы жестом. Это и еще очень многое сделал доступным именно китайский автопром.

Почему некоторые не признают китайские марки?
Негативный настрой обычно у тех максималистов, которые признают лишь один бренд, и других для них не существует. Такой человек будет признавать, скажем, только Toyota – и никогда в жизни ей не изменит.
Немало и тех, кто верен только отечественной классике, предпочитая выбирать модели АвтоВАЗа – лидера на российском рынке. При этом LADA Vesta с полной экипировкой стоит более 2 млн. ₽ – эксперты уверены, что за эти деньги лучше купить полноприводный внедорожник (например, Haval Jolion), который на порядок оснащеннее и современнее.
Поэтому потребители, которые по разным причинам не признают машины из Поднебесной, были, есть, и всегда будут.
Основные преимущества и недостатки китайских авто
В России представлено так много китайских марок, причем в любом сегменте, – как в самом бюджетном, так и в премиуме, что это разнообразие полностью удовлетворяет всем запросам российского покупателя.
Самое главное, что удерживает среднего россиянина от покупки китайского автомобиля, – это неизвестность. Никто не знает, в каком состоянии будут новые машины, которые только зашли на российский рынок (Jetour, Omoda, гибриды разных брендов), через пару лет, когда проявятся (или не проявятся) последствия нашего непростого климата.

Китайские компании открывают производства в России, поэтому качество сборки достаточно хорошее. Однако если сравнивать «китайцев» с гигантами авторынка – General Motors, BMW, Mercedes, конечно, преимущества у немецких производителей. Особенно проигрывает среднеценовой сегмент – Chery, Geely, Changan. А вот премиальные марки (Zeekr, Lixiang, Exeed, Tank) по уровню не уступают немецким аналогам. Но это мнение поддерживают не все.

Рассмотрим преимущества и недостатки «китайцев», и начнем с минусов.
Минусы
Недостаточная адаптация к сложным российским условиям
Большинство «китайцев» слабо подготовлены к зиме. У основной массы автомобилей, которые у нас продаются, привод только на переднюю ось – полноприводных вариантов пока крайне мало. Причем не только у седанов, но и в сегменте кроссоверов и внедорожников.
Есть проблемы с подогревом. Например, у кресла водителя эта опция есть, а у пассажира рядом – нет.
Пользователи отмечают непонятную работу системы климат-контроля. Чтобы получить в салоне комфортные 21-22° С, приходится ее завышать, до 26-28° С.
Скудность выбора как парадокс
Сейчас в РФ представлено более 60 китайских брендов. Среди них лишь 7 марок, чьи продажи по итогам 2023 года перешагнули отметку в 10 тыс. экземпляров – Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, JAC.

Однако нашествие «китайцев» и огромное количество моделей на рынке не дает действительно широкого выбора. Покупателю приходится выбирать между кроссовером и седаном. Пикапов тоже немного, но на них и спрос у нас не особо большой. А вот хетчбэки, универсалы, спорткары, кабриолеты – такого разнообразия у китайских концернов нет.
Проблемы с запчастями
По кузовным запчастям, оптике, стеклам и расходникам на техобслуживание нигде в России проблем нет, но только если речь о популярных моделях, которые у нас продаются давно, или о тех, что полностью собираются в России (Haval Jolion, F7, отдельные модели Chery и «Москвич» – на 100 % стилизованный Jac).
А если оценивать ситуацию с новинкой или достаточно редкой маркой, которая практически не продается в регионе, сложности есть. Даже по гарантии приходится ждать деталь 2-3 месяца.
А иногда купить запчасть просто невозможно, потому что программы «не видят» модель. Особенно часто такое встречается с машинами, ввезенными в РФ по параллельному импорту.
Например, у машин, созданных для китайского рынка, могут стоять другие датчики на двигателе, может не подойти турбина. Деталь закажут и привезут, но окажется, что она не подходит.
Поэтому большинство экспертов единодушны во мнении, что брать китайский автомобиль можно, и нужно, но из тех брендов, что уже давно представлены в России.
Настройки подвески
Большинство российских водителей, которым довелось ездить по дорогам Китая, отмечают очень спокойное движение – все соблюдают ПДД и скоростной режим. Видимо, именно поэтому китайские инженеры особо не заморачиваются на настройки ходовой.
Пользователи отмечают, что в тестовом режиме машина ехала нормально, но в экстремальных условиях явно не дотягивает. Часть экспертов сетует на то, что у китайских марок мало опыта в тонких настройках: в режиме «экстрим» даже «сверхнафаршированный» «китаец» уступает простому европейскому или японскому кроссоверу.
Ненадежность, низкая остаточная стоимость
Первые «китайцы», появившиеся в России 20 лет назад, негативно повлияли на имидж автомобилей из Поднебесной в целом. До сих пор живы штампы относительно качества китайских автомобилей, миф о «недолговечности» остается доминирующим. Многие просто опасаются их покупать, несмотря то, что китайский автопром сделал просто гигантский рывок вперед.
Однако эксперты отмечают, что есть машины, которые прошли уже немало километров, и показали себя достаточно надежными.
Встречаются и проблемные модели. Например, есть жалобы на кожаные кресла – машине всего год, но уже заметны потертости. В связи с этим под вопросом ликвидность на вторичном рынке. Пока старая «Хонда» или «Ниссан» на рынке авто с пробегом ценятся выше, чем подержанный «китаец».

Плюсы
Сам факт присутствия на российском рынке
Многие из тех, кто приобрел «китайца», сделали это в отсутствие другой возможности. После того как мировые автоконцерны дружно ушли из России, новые китайские бренды стали единственной альтернативой отечественной «Ладе» (по крайней мере, в сегменте машин из официальных поставок – с сервисом и гарантией).
Можно рассчитывать на гарантийный ремонт
Возможность бесплатно отремонтировать машину в случае поломки – большой плюс для нового автомобиля.
Китайские компании сейчас дают от трех до семи лет гарантийного обслуживания, некоторые предлагают сервис по формуле «3 года гарантии + 4 года техподдержки». Постгарантийное обслуживание, в частности, позволяет бесплатно починить дорогостоящие узлы и агрегаты.
Богатые комплектации
Современный «китаец» – это большой набор опций уже в базовом оснащении.
Кроме того, доплата за топовый список дополнительных «фишек» и функций ниже в сравнении с европейскими моделями, когда стоимость машины в максимальной комплектации может практически удвоиться.

Исследования ВЦИОМ: что думают россияне о китайских брендах
ВЦИОМ в апреле опубликовал результаты опроса об отношении россиян к китайским автомобилям. Положительных и отрицательных мнений оказалось примерно поровну.
В ТОП-3 позитивных эпитетов:
В тройку негативных отзывов вошли противоположные по смыслу:
Если обобщить данные исследований ВЦИОМ, можно выделить четыре основных преимущества «китайцев»:
Главный недостаток китайских марок в представлении россиян – низкое качество (37 %), а именно: недолговечность (28 %), плохой металл, слабое лакокрасочное покрытие (7 %), слабая техническая «начинка» / электроника (7 %).
Ожидать ли дальнейшей экспансии «китайцев»?
Аналитики считают, что, несмотря на реалии, российский рынок новых машин какое-то время останется консервативным. Потребитель пока теряется в новых условиях, когда ушли известные марки, бывшие четкими стандартами по уровню качества, комфорта, безопасности, класса.
Как выбрать машину, если предыдущие ориентиры просто «слетели», а новая «система координат» еще не сложилась? Непонятно, как оценивать и сравнивать модели, к какому классу отнести, как искать правильных конкурентов.
Поэтому еще несколько лет многие будут присматриваться к новым «китайцам», будет ждать отзывы и сомневаться – насколько они адаптированы к нашим условиям, нет ли проблем с запчастями, можно ли более-менее выгодно продать машину с пробегом.
Однако в течение 5-10 лет модели из Поднебесной буквально заполонят российский рынок – в России все способствует развитию китайского автопрома.
Даже в том случае, если ведущие европейские автоконцерны решат вернуться на российский рынок, потребуется не менее 7-8 лет для возобновления производства, открытия автосалонов и сервисных центров. Так что в ближайшие годы китайские компании – фавориты на рынке иномарок, и остановить их напор невозможно.
К тому же растет востребованность в автомобилях на электротяге, в производстве которых КНР – мировой лидер. В Европе тоже производят электрокары и гибриды, но российский покупатель для них не доступен, к тому же они серьезно отстают от китайских.
Так что Китай на автомобильном рынке сейчас настолько далеко впереди, что догнать его вряд ли кому-то удастся. Результат 2024 года превзойдет прошлогодние показатели – такого мнения придерживается большинство аналитиков.
При этом есть большая вероятность, что подобная активность китайских марок приведет к ценовым войнам: если каждый производитель поставит больше машин, чем может быть продано, то для рынка это будет война скидок. Однако для покупателя такие «войны» выгодны.