Если вы заметили, что во время переключения передач появляется посторонний шум, вибрация, скрежет – то скорее всего с трансмиссией не все в порядке. Ремонт коробки передач дело дорогостоящее. Некоторые неисправности можно устранить самостоятельно, а в случае более сложных проблем придется ехать в сервис. Поэтому мы подготовили материал, в котором расскажем о признаках и причинах неисправности разных видов трансмиссий.
Признаки поломки механической коробки
Механическая трансмиссия является наиболее сложной в плане эксплуатации. От водителя требуется сноровка и понимание, когда необходимо переключать передачу. При этом, считается, что «механика» – это самый надежный тип КПП, так как она имеет относительно простую конструкцию и высокий потенциал для ремонта. Кроме этого, она не требует серьезного обслуживания.
Шум
Если трансмиссия шумит при работе двигателя, то подобная неисправность обозначает попадание воды в масло или его сильное загрязнение. В такой ситуации рекомендуем промыть КПП и залить новую трансмиссионную жидкость.
Но чаще всего, шум возникает при деформации одного из подшипников. В подобном случае, производится замена неисправного узла. Если коробка шумит при работающем движке и в нейтральном положении рычага, то причиной является выход из строя подшипника сцепления. При этом, усиление шума происходит при выжимке сцепления.
Металлический треск
Если вы слышите металлический треск при переводе рычага на другую передачу, то проблема заключается в выходе из строя муфт синхронизатора. В данном случае, потребуется профессиональный ремонт в сервисе. Еще одной причиной является неполное выключение сцепления вследствие деформации выжимных рычагов и увеличения рабочего хода педали.
Капли масла
Если на асфальте появляются капли масла, то это признак разгерметизации сальников и прокладок. Если не устранить проблему, то уровень жидкости может упасть до критических отметок. Вследствие этого, произойдет выход из строя подшипников и муфт. Рекомендуем произвести замену данных расходников.
Поломка корзины сцепления и износ прижимного диска
Когда при включении передачи обороты растут, но скорость не увеличивается, то проблема заключается в износе ведомого диска сцепления. Для устранения неисправности необходимо заменить деталь. Затягивать с ремонтом не рекомендуем, так как диск в дальнейшем может повредить маховик силовой установки. В таком случае, ремонт обойдется в круглую сумму. Плюс поломка существенно ухудшает качество езды.
Также часто встречается самопроизвольное выключение передачи или как ее характеризуют по-другому «вылет передачи». Причиной является неотрегулированный привод переключения. Эта одна из самых простых неисправностей, которую можно устранить самостоятельно. Но есть и сложные поломки: износ вилок КПП и шестерен.
Признаки и причины неисправности автоматической коробки
Сегодня автоматические коробки передач ставятся на большинство транспортных средств – вплоть до внедорожников и пикапов. Если сравнивать АКПП с механической трансмиссией, то «автоматы» имеют более сложную конструкцию и порой неисправности заметить тяжело.
Чаще всего пользователи сталкиваются с толчками при переключении передач. Если коробка с гидротрансформатором, то причина заключается в выходе из строя фрикционных дисков, гидроблока или электромагнитного клапана.
Если переключение передач происходит несвоевременно, то это связано с неправильной работой электронного блока управления или датчиков транспортного средства. Рекомендуется диагностика в условиях СТО, так как самостоятельно понять, в чем заключается проблема сложно.
В ситуации, когда машина отказывается переключать передачи, стоит проверить селектор КПП в салоне. Если рычаг механический, нужно посмотреть исправность подвижных деталей, они кстати, очень быстро изнашиваются. Если вместо рычага используется «джойстик», то проблема может быть в неправильной работе электронных компонентов или программном сбое.
Если передачи включаются, но машина не едет, возможен выход из строя гидротрансформатора, масляного насоса, компонентов гидроблока, электромагнитного клапана. При такой поломке остается только вызывать эвакуатор и транспортировать машину на СТО. Ремонт только в условиях мастерской.
Подтеки трансмиссионного масла свидетельствует о плохой герметизации уплотнительных манжет, прокладок и сальников. Возможно также повреждение поддона АКПП, либо избыточное давление (вследствие засорения клапана давления). Если игнорировать неисправность, то уровень масла быстро достигнет минимального уровня. Это ведет к перегреву деталей, деформации фрикционных дисков, выходу из строя подшипников и масляного насоса.
Признаки неисправности вариатора
Устройство вариатора проще, чем у автоматической коробки передач. В нем меньше фрикционных дисков, шестерен, подшипников. При этом, у вариаторной трансмиссии также есть электронный блок управления, гидравлический контур, гидротрансформатор. Конструкция вариатора делает его восприимчивым к слишком высоким нагрузкам.
Если машина тяжело разгоняется и скорость не растет, возможно, что вариатор перешел в аварийный режим работы. Учитывая, что в коробке предусмотрен электронный блок управления, то иногда КПП активирует режим самодиагностики. Если электроника выявляет критические неисправности, то она переводит трансмиссию в аварийный режим работы. При этом, на приборный щиток или головной дисплей выводится соответствующее предупреждение.
Рывки во время набора скорости связаны с неправильной работой электронного блока или электромагнитных клапанов. Кроме этого, причина может быть в износе ремня или цепи. Также стоит проверить конусы валов.
Если коробка не меняет передаточное значение, рекомендуется провести диагностику электроники, соединительных разъемов и электрической проводки. Также требуется проверить работу блока управления и датчиков. Кстати, подобная проблема чаще возникает в холодное время года, она решается путем прогрева на месте – нужно прогреть двигатель перед началом движения в течение 25-30 минут. Прогрев во время движения – нежелателен.
Типичные неисправности роботизированной трансмиссии
Роботизированная коробка по своей сути является гибридом механической и автоматической трансмиссии. Таким образом, у нее могут быть неисправности присущие как «автомату», так и «механике». Как и у автоматической КПП, «робот» может проводить самодиагностику и в случае обнаружения проблем, предупреждение о них выводится на приборный щиток или головной экран.
Если при переключении передач наблюдаются рывки и толчки, то скорее всего произошел износ сцепления или электрических и гидравлических сервоприводов (актуаторов). Рекомендуется обратиться в сервис. Если при нажатии на педаль газа обороты идут вверх, но скорость набирается очень медленно – это признак скорого выхода из строя сцепления.
При задержке переключения передач стоит проверить исправность мехатроника. Он представляет собой электрогидравлический блок, который используется в преселективных трансмиссиях. Мехатроник устанавливается в картере КПП и именно от него зависит нормальная работа «робота». Его устройство очень сложное, поэтому отремонтировать деталь самостоятельно тяжело, причем и не все механики берутся за это. Обычно мехатроник меняют полностью.
Подтеки масла свидетельствуют о плохой герметизации сальников и прокладок. При этом стоит знать, что у роботизированной трансмиссии два контура смазки, для которых используются разные типы составов. Критический уровень жидкости приводит к выходу из строя подшипников и других элементов КПП.
Если вовремя во время работы трансмиссии слышится очень сильный шум, необходимо заменить подшипники или шестерни. Сильная вибрация может указывать на слабое крепление КПП к силовой установке или выход из строя подушек (опор).
Итоги
Теперь вы знаете об основных признаках и причинах неисправности коробки передач. Ремонт трансмиссии обходится в значительную сумму и поэтому рекомендуем не игнорировать проблемы с ней.