Коммерческие трассы – сплошной комфорт. Но за качественное покрытие, высокую скорость, сервис и проезд без пробок и задержек на светофорах нужно платить. От чего зависят тарифы, какие способы оплаты самые выгодные, почему нужно рассчитывать время выезда с коммерческого отрезка – рассказываем, что такое российские платные дороги и о том, как сэкономить на этих маршрутах.
- О платных магистралях
- Платные дороги в управлении ГК «Автодор»
- Другие платные дороги
- Развитие платных дорог
- Есть ли у платных дорог недостатки?
- Как узнать, во сколько обойдется платный маршрут
- Способы оплаты за платные дороги
- Как сэкономить на платных дорогах
- Выбирать «правильные» дни для проезда
- Приобрести абонемент для частых поездок
- Купить транспондер, не забывать его пополнять, подключиться к программе лояльности
- Следить за акциями
- Объезжать «платники»
- Несколько советов вместо заключения
О платных магистралях
Коммерческие магистрали начали строить после издания в 1992 году соответствующего указа. Первый платный отрезок М-4, проходящий по территории Липецкой области, ввели в эксплуатацию в 1999. Его протяженность составила 20 км. Сейчас через российские регионы проходит уже почти 3 тысячи платных километров.
Госкомпания «Автодор» была создана в 2009 году специально для развития сети скоростных платных автомагистралей.
Большинство платных участков находится в доверительном управлении у ГК «Автодор». Госкомпания была создана в 2009 году специально для развития сети скоростных платных автомагистралей. Часть автодорог сооружается как государственно-частные проекты – с привлечением средств частных инвесторов.
Функции компаний-операторов – обеспечивать безопасность проезда, следить за состоянием инфраструктуры платных дорог, коммуницировать с пользователями, принимать плату за проезд.
Платные дороги в управлении ГК «Автодор»
М-1 «Беларусь». Протяженность федеральной трассы составляет 456 км, их них платные – 33 км. В России коммерческая зона – с 33 по 66 км, дорога через Беларусь платная полностью. Тарифы можно узнать на официальном сайте BelToll. Легковые ТС с госномерами государств ЕАЭС (в т.ч., с номерами РФ), по белорусской территории проезжают бесплатно.

М-3 «Украина». Платные участки занимают 70 км из общих 510, с 124 по 194 км. На коммерческом отрезке два ПВП, оплачивать проезд нужно на обоих. Стоимость проезда в будние дни, кроме пятницы – 250 ₽, в пятницу и выходные – 320 ₽.


М-4 «Дон». Платные отрезки занимают 1 105 км из общих 1 542 – это самая длинная платная дорога в РФ. И самая загруженная. На магистрали, которая идет из столицы к Черноморскому побережью, в августе трафик легковушек возрастает, по сравнению с зимними месяцами, почти в 6 раз.


М-11 «Нева». Платные отрезки занимают 640,5 км из 669. Преодолеть расстояние из одной столицы в другую можно за 8 часов. По бесплатному дублеру (трассе М-10), с аналогичным расстоянием, в пути придется быть на 3-4 часа дольше. У «Невы» два «официальных» транспондера: T-Pass и «М11:15-58». Можно максимально сэкономить, если использовать по платному маршруту на М-11 оба устройства. Если выбирать «из ничего», лучше арендовать более выгодный T-Pass.


М-12 «Восток». М-12 «Восток». Все 810 км федеральной трассы – платные дороги.


А-113 (ЦКАД). А-113 (ЦКАД). На платные отрезки приходится 260 км из 336,5. Эта магистраль с безбарьерной системой – без ПВП.


Восточный выезд из Уфы. Восточный выезд из Уфы. У выезда есть официальный сайт. Протяженность – 13,9 км, это полностью коммерческий участок. Легковые ТС в дневные часы проезжают за 100 ₽, в ночные – за 20 ₽.


Обход г. Тольятти. Обход г.Тольятти. Весь маршрут (99,7 км) – платный.


Другие платные дороги
МСД – Московский скоростной диаметр. Для водителей из столичного региона и некоторых категорий ТС дорога бесплатная. Для ТС с номерами других субъектов РФ, которые проезжают эту дорогу транзитом и в течение суток два раза пересекают ЦКАД, стоимость проезда – 950 ₽.
Проспект Багратиона, 10 км. Проезд для легкового ТС обойдется в 600 ₽ (при безналичной оплате или с использованием «стороннего» транспондера). Если воспользоваться «родным» устройством «Главная дорога» – стоимость снизится до 416 ₽.
Северный обход Одинцова. Проехать 18,5 км пути днем в будни стоит 550 ₽, с транспондером «Главная дорога» – 400 ₽. Ночью проезд с этим устройством обойдется всего в 2 ₽, а если ехать без него – в 20 ₽.
Псковские платные дороги, 226,3 км. Четыре платные дороги с общими 226,3 км в Псковской области проложены вдоль границ России с Эстонией, Латвией, Беларусью. Стоимость разная – от 150 до 300 ₽, гаджеты здесь не работают. Для местных жителей и зарегистрированных в регионе ТС оплата не требуется.
Рязанский путепровод, 600 м. По этой дороге можно пересечь Рязань всего за 5 минут, а если выбрать маршрут в объезд – за полчаса. Стоимость проезда за наличные 35 ₽, а если оплачивать смарт-картой – 25 ₽ Пешеходы, мотоциклисты, скутеристы, велосипедисты пользуются путепроводом бесплатно.
Мосты через реки Кама и Буй в Удмуртии, проезд 350 ₽ и 250 ₽. Предусмотрена оплата (кроме традиционных способов) RFID-меткой – специальной чипированной наклейкой.
ЗСД – Западный скоростной диаметр, 46 км. Стоимость с использованием транспондера – 449 ₽, а без него – 1 000 ₽.
Развитие платных дорог
Через несколько лет в Москве появятся еще три платные дороги, в том числе в обход Волоколамского шоссе. К 2029 году начнет функционировать долгожданная трасса, которая свяжет Сочи и Джубгу, избавив водителей от долгих поездок по загруженному горному серпантину. Вместо прежних 8-10 часов, по новому «платнику» маршрут можно будет преодолеть за пару часов.

Планируется продление полностью платной магистрали М-12 «Восток» – сначала до Екатеринбурга, а затем и до Тюмени. В будущем трасса соединит Россию с Китаем.
Есть ли у платных дорог недостатки?
Плюсы «платников» можно перечислять долго – практически полное отсутствие пробок, отличное покрытие, много полос, барьерные ограждения, качественный сервис, высокая скорость (110-130 км//ч), медицинские кабинки (на трассе «Дон») более высокий общий уровень безопасности.
В случае аварии или опустевшего топливного бака водители могут рассчитывать на бесплатную помощь аварийных комиссаров, которые помогут заправить, отремонтировать или эвакуировать машину, доставят пострадавших в медпункт или больницу.

Вдоль платных дорог предусмотрена серьезная инфраструктура – многофункциональные зоны дорожного сервиса. Это и общественное питание (не только из категории «фастфуд» / кулинария, но и полноценные кафе / ресторана категории средний+), и множество сервисных услуг (АЗС, отель, медицина, гигиена, ремонт / обслуживание ТС), и беседки, и даже детские площадки.

Платные дороги обладают всего лишь одним минусом – необходимостью оплачивать проезд.
Как узнать, во сколько обойдется платный маршрут
Стоимость проезда определяется множеством факторов. В расчетах участвуют: тарифы конкретного платного участка, категория ТС, день недели, использование / неиспользование транспондеров, участие / неучастие в программах лояльности или акциях. На отдельных коммерческих дорогах принимается во внимание время суток проезда.
Рассчитать стоимость маршрута (примерную) можно на официальных сайтах платных трасс. Специальный калькулятор есть на сайте «Автодора» (работает в отношении тех дорог, к которым госкомпания имеет отношение). Нужно указать тип ТС, точки маршрута, день недели, и система выдаст расчет.

С помощью калькулятора мы узнали, что удовольствие быстро доехать из одной столицы в другую по М-11 «Нева» стоит 3 230 ₽ (в будни, без учета бесплатных объездов). А поездка из Москвы в Новороссийск по уже практически полностью коммерческой трассе М-4 «Дон» в будний день обойдется в 4 250 ₽.
Аналогичные калькуляторы есть и у других операторов: «Магистраль северной столицы», «Северо-Западная концессионная компания», «Новое качество дорог».
Способы оплаты за платные дороги
Проезд по коммерческим маршрутам оплачивают наличными, банковской картой, транспондером. На отдельных трассах работают смарт-карты, RFID-метки, безбарьерная система «Свободный поток» с постоплатой.

Транспондер – небольшое электронное устройство, которое закрепляется на лобовом стекле. На него реагируют считывающие датчики – благодаря этому устройству ПВП можно проезжать без остановок. Плата за пройденный коммерческий участок спишется автоматически.
Как сэкономить на платных дорогах
Выбирать «правильные» дни для проезда
Если это возможно, совершайте поездки в период с понедельника по четверг. С пятницы по субботу и в праздничные дни тарифы на платные дороги возрастают примерно на 20 %.
Ночные и дневные тарифы тоже могут отличаться. Это правило действует для отдельных участков М-11 (узнать тарифы можно на сайте трассы) и для ЗСД. На других «платниках» время суток при расчете стоимости проезда не учитывается.

Расчетное время учитывают в момент выезда ТС с платной дороги, а не в момент въезда. Правильно рассчитывайте время, чтобы не переплачивать на подобных участках пути.
Приобрести абонемент для частых поездок
Если вы постоянный пользователь платных дорог, имеет смысл приобрести абонемент – заранее оплатить 5, 10, 15, 20 или 50 поездок (на конкретном участке, и на фиксированное количество дней (30, 45 или 90)).

У «Автодора» эта услуга возможна только с использованием T-pass. Минус такого метода, на примере того же «Автодора», – на поездки по абонементу не действуют скидки по Программе лояльности, не начисляются баллы.
Купить транспондер, не забывать его пополнять, подключиться к программе лояльности
У всех операторов собственные тарифы, условия, способы привлечения пользователей и устройства. Например, «Автодор» не предлагает пользователям специальных тарифов при оплате транспондером. Вместо этого предусмотрена Программа лояльности: за проезд по трассам «Автодора» с активным T-Pass на лобовом стекле можно зарабатывать баллы, а затем обменивать их на скидку (от 3 до 15 %), которая будет действительна в течение календарного месяца.

За каждые 50 платных километров пользователь получает 100 баллов. За платный маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга начислят 1 000 баллов – этого количества хватит на скидку 5 % на следующий месяц. А чтобы заработать баллы на 15 %-ю скидку, нужно, например, проехать три раза по М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара.

Цена транспондера T-Pass – 4-8 тыс. ₽. В покупке есть смысл, если приходится пользоваться коммерческими дорогами достаточно часто. Для разовых поездок выгоднее гаджет арендовать.
Следить за акциями
Операторы периодически предлагают скидки и проводят акции. Не помешает подписаться на рассылки и следить за новостями.
У некоторых банков предусмотрен повышенный кэшбэк за поездки по платным маршрутам.
Объезжать «платники»
На приближение коммерческого отрезка дороги заранее указывает соответствующий дорожный знак. Но лучше проанализировать маршрут заранее, используя, например, навигатор.
Все платные дороги в России имеет бесплатную альтернативу. Если объезд не очень длинный, навигатор не показывает пробок, а состояние дороги нормальное, можно изменить маршрут на бесплатный.
Федеральная трасса М-6 «Каспий» – бесплатный дублер практически всех коммерческих отрезков М-4 «Дон» на участке Москва – Ростов-на-Дону.
Несколько советов вместо заключения
Чтобы сэкономить, но при этом не лишать себя удовольствия ездить по хорошим дорогам и не терять время в пробках, заранее продумайте маршрут, изучите тарифы, рассчитайте стоимость поездки в калькуляторе, учитывайте дату и время, узнайте, если у «платника» подходящая бесплатная альтернатива.
Если поездки по платным маршрутам бывают часто, приобретите транспондер – «родной» для этой дороги. Не забывайте пополнять его счет, используйте, где возможно, сразу несколько устройств. Установите приложение, меняйте баллы на скидки, не пропускайте выгодные акции.
2. Готовимся к дальней поездке на автомобиле: как подготовить машину и что взять с собой
3. Трасса М-2 «Крым»: расположение, протяженность, АЗС и достопримечательности
4. Трасса М-4 «Дон»: Путешествие из столицы России на Черное море