Камеры начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО. Увеличение лимита выплат по европротоколу. Что говорят эксперты и водители?

ПДД и законы

«Автогражданка» на пороге серьезных нововведений. Законопроект Минюста о привлечении дорожных камер к контролю наличия у водителей полиса ОСАГО уже практически принят. Планируется повышение лимита страхового возмещения по европротоколу – эту инициативу в первом чтении уже поддержала Госдума. 

Недавно РБК опросил водителей – как они относятся к новостям в сфере ОСАГО. Выяснилось, что большая часть автовладельцев не поддерживает тех, кто предпочитает ездить без страховки, и в целом положительно относится к тому, что камеры будут контролировать наличие полиса.

Камеры начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО

Большинство считает, что эта идея будет, как минимум, стимулировать нарушителей приобретать страховку, а как максимум–станет эффективным инструментом повышения безопасности на дорогах.

Для справки
Страхование ОСАГО является обязательным. КАСКО его не заменяет. Ездить без оформления обязательной страховки пока могут себе позволить только жители новых регионов – но только до 2025 года.

Страховая компания виновника аварии компенсирует ущерб пострадавшему из расчета предельной суммы 400 тыс. ₽.

Штраф за управление ТС в незастрахованном состоянии составляет 800 ₽ (ст. 12.37 КоАП РФ).

Регистрация машины без ОСАГО и «короткий» полис

Идею введения краткосрочных полисов одобряют почти 58 % респондентов. Положительно водители отнеслись и к тому, что при регистрации ТС в ГАИ предъявление актуальной страховки перестало быть обязательным.

С 1 марта 2025 года полис при регистрации ТС не нужен. Почти половина водителей уверена, что нововведение упрощает регистрационные процедуры. Еще почти 28 % уверены, что упростится и сам процесс покупки / продажи авто.

Камеры начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО

При этом значительная часть опрошенных (38,3%) высказала предположение, что исключение полиса «автогражданки» из перечня обязательных документов при регистрации ТС только увеличит число желающих ездить без страховки.

С опрошенными солидарны и в РСА. Страховщики уверены, что такая мера ослабляет контроль страхования ответственности водителей со стороны государства. Ситуацию помогут исправить альтернативные схемы контроля – дорожные камеры.

Ситуация со страхованием ОСАГО в России

По данным РСА, в 2023 году доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев составила 8,3 % (около 3,2 млн человек) против 9,6 % в 2022 году. При этом в ООО «АСТ» считают, что процент водителей без страховки еще выше – около 14 %.

Самая низкая доля нарушителей, по оценке РСА, в Татарстане (0,9 %), Самарской области (1,6 %), Москве (1,8%).

А в отдельных регионах ситуация просто катастрофическая. В частности, в Ингушетии процент незастрахованных водителей и отсутствия полиса ОСАГО – 77,8 %, в Чечне – 60,7 %, в Северной Осетии-Алании – 38,5 %, в Дагестане – 34,4 %.

Уфимцев отметил, что сейчас у добросовестного водителя вероятность попасть в ДТП, виновник которого не имеет полиса, составляет 30-50 %, а в некоторых регионах – почти 80%. Без кардинального решения проблемы можно снова скатиться к «разборкам на дорогах из-за аварий в стиле 90-х».

Как россияне относятся к любителям ездить без страховки

Сложившаяся ситуация по «автогражданке» не нравится ни страховщикам, ни добросовестным водителям.

По данным опроса, 71% граждан негативно относятся к тому, что на дорогах много незастрахованных и не имеющих полиса ОСАГО. Лояльны к нарушителям всего около 7 % опрошенных. Примечательно, что максимальный процент (13 %) тех, кто положительно настроен к любителям сэкономить на страховании, проживает в СКФО, где как раз и наблюдается самая высокая концентрация любителей проигнорировать закон и не страховать свою ответственность.

Интересно, что почти 42 % респондентов отметили, что низкий размер штрафа (800 ₽) за отсутствие полиса не может являться по-настоящему сдерживающим фактором.

В ходе опроса выяснилось, что недовольных ожидаемыми изменениями тоже довольно много: почти 23 % не хотят, чтобы камеры контролировали еще и «автогражданку». Но, как заметил Уфимцев, обычно не оформляют страховку как раз самые «аварийные» автовладельцы.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО

При отсутствии обязательной страховки водитель должен самостоятельно возмещать ущерб, причиненный им при ДТП другим участникам дорожного движения.

Если ответственность виновника аварии не застрахована, пострадавшему приходится обращаться в суд, нести финансовые издержки и тратить время, нервы и силы. При этом суд далеко не всегда заканчивается получением достаточной компенсации – виновник аварии может оказаться неплатежеспособным.

Камеры назначат штраф, но гуманно – всего раз в сутки

Штраф за управление ТС водители без полиса на практике получают редко – по действующим правилам наличие страховки проверяет инспектор ГАИ при остановке ТС. А инспекторов на дорогах все меньше, поэтому некоторые «предприимчивые» автовладельцы решили обходиться без страховки – им выгоднее изредка платить штраф.

Камеры начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО

Кстати, Минфин считает, что размер штрафа несоизмерим, ни со стоимостью страхования, ни с возможным ущербом. В ведомство поступают предложения об увеличении размера штрафа до 10 раз, но там более эффективной мерой считают усиление контроля, в том числе и с привлечением камер.

С Минфином солидарны и РСА, Центробанк и ГАИ. Ведомства давно выражают единодушное мнение, что отсутствие ОСАГО должны фиксировать дорожные камеры.

Источники со страхового рынка сообщают о трех моментах, которые пока тормозят запуск системы, но их совсем скоро должно решить государство:

Принять поправки в КоАП РФ с учетом так называемого «длящегося нарушения», чтобы штрафы от камер фиксации за отсутствие «автогражданки» поступали не более раза в сутки. При этом на второй день, если нарушитель не оформит страховку, снова будет штраф, и так далее.
Разобраться со сложностями относительно гостайны, к которой относятся госномера ТС силовых структур.
Определиться со сроками финансирования.

По предварительным расчетам РСА, введение дополнительной системы штрафов за отсутствие ОСАГО может приносить в бюджет 2 млрд ₽ ежегодно. 

Издержки фиксации нарушений камерами

Что смущает некоторых респондентов в отношении выявления нарушителей без ОСАГО:

Вероятность ошибки. Автоматика может ошибиться при фиксации нарушений, что приведет к несправедливому наложению штрафа.
Неравномерность камер. Часть водителей будет более подвержена штрафованию из-за особенностей расположения камер или более частого использования машины.
Недостаток информации. Автовладелец может не знать о наличии штрафа, если он не получил уведомление или не проверил свою историю штрафов.
«Человеческий фактор». Камеры могут использоваться для необоснованного наложения штрафов, что приведет к злоупотреблениям и коррупции.
Нагрузка на судебную систему. В случае массовых обжалований штрафов суды будут перегружены, что приведет к затягиванию рассмотрений.
Посягательство на свободу и частную жизнь. В ходе опроса некоторые водители именно таким образом оценивали «тотальный контроль» и введение санкций за отсутствие ОСАГО.

Увеличение лимита выплат по европротоколу

По действующим правилам, если у сторон ДТП имеются разногласия в обстоятельствах ситуации, они вправе оформить аварию, не вызывая на место сотрудника ГАИ, но в этом случае лимит возмещения будет ограничен 100 тыс. ₽. На такую же сумму можно рассчитывать, если водители оформили документы, но не сделали фотографий с места дорожного происшествия.

Законопроект поднимает лимит страхового возмещения до 200 тыс. ₽, и это нашло одобрение у двух третей опрошенных. При этом три респондента из четырех уверены, что увеличение планки по выплатам автоматически увеличит число регистраций ДТП, которые оформляются без привлечения ГАИ.

Повышение планки по выплатам сможет повлиять на негативную тенденцию последнего времени, при которой процент участников ДТП, оформляющего его по европротоколу, стал снижаться. Для сравнения: в 2021 году без участия сотрудников ГАИ зарегистрировано 40 % аварий, а в 2023 – только 34 %.

Водители опасаются, что по европротоколу оценка ущерба будет некорректной, и денег на ремонт просто не хватит. К слову, средняя выплата по ОСАГО в июне-2024 составила 99 897 ₽.

Заключение

Водители, разъезжающие без страховки – это опасность, неприятности и судебные тяжбы для других участников дорожного движения. Ситуация с каждым годом усложняется: водителей, предпочитающих вместо оформления полиса изредка «попасть на штраф» становится все больше. Страховщики, различные ведомства и большинство добросовестных автовладельцев одобряют контроль наличия «автогражданки» дорожными камерами.

Дата начала контроля отсутствия полиса ОСАГО с помощью камер еще не определена – система пока тестируется, кодекс об административных нарушениях дорабатывается. Следите за нашими новостями, и будете в курсе актуальных нововведений.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий