Как россиянин нового «китайца» покупал и в сторону подержанных смотрел. И чем китайские авто с пробегом лучше аналогичных из Европы, Японии и Кореи

Рынок подержанных авто Статьи

Еще лет 5-7 назад «китайцев» никто не рассматривал всерьез, несмотря на привлекательность ценника. Но годы идут, и качество китайского автопрома растет. А благодаря санкциям против России наш авторынок за два года практически полностью развернулся на Восток. Стать лидерами производителям из Китая позволили не только дизайн, технологии и доступность их моделей, но и критическое снижение конкуренции. Теперь дороги России даже сложно представить без ярких машин из Поднебесной, а наши рынки новых и подержанных авто постепенно превращаются в «филиалы» китайских.

Вместе с покупателями и экспертами с площадки «Авито» присматриваемся к автомобилям из КНР и определяемся, что из сегмента «с пробегом» лучше – проверенный годами «европеец», но от ушедшего бренда, или «китаец», который и моложе, и с гарантией.

Какую машину разумнее взять?
Новая китайская из салона
100%
С пробегом на вторичке японка или европейка
0%
Проголосовало: 2

Как российские покупатели выбирают автомобиль из Поднебесной

На «Авито» 37 % из числа покупателей российских автомобилей обращали внимание и на альтернативные варианты из китайского сегмента. А вот свежеиспеченные обладатели модели из Поднебесной лишь в 5 % случаев изучали предложения отечественных брендов. При этом и первые (24%), и вторые (22 %) рассматривали европейские и корейские модели. На ежегодной автомобильной конференции ADM-2024, проходившей 11 июня, об этой статистике рассказал Камран Гусейнов, один из руководителей «Авито Авто».

Представитель «Авито» рассказал, что 58 % пользователей сервиса заранее определились, какие именно марки их интересуют. Прежде чем приступить к окончательному выбору, эти люди «промониторили» мнения владельцев и экспертов – изучили отзывы, посмотрели обзоры. Их интересовала не только «картинка» – пользователи знакомились с преимуществами и недостатками модели, техническими характеристиками, списком опций. В процессе поиска сделали выбор 42 %, причем для 12 % он стал спонтанным – личных «базовых» предпочтений у этих покупателей не было совсем.

В «Авито» провели опрос, как пользователи делают выбор. Оказывается, при поиске новой машины они рассматривают предложения не только прямых конкурентов в сегменте новых авто, но смотрят и на варианты с пробегом. При этом 19 % людей, ставших в прошлом году владельцами машины в категории «б/у», раздумывали и над покупкой новой машины, хотя и сделали выбор в пользу подержанной.

Как рассуждает Гусейнов, у человека, нацеленного на Omoda C5, в приоритете варианты с пробегом, но при этом его интересует, например, новый Jaecoo J7. В категории премиум авто и его востребованных у россиян представителей, скажем, Eхeed LХ, поиск альтернативных новых машин в наличии более заметен. При этом потенциального покупателя все равно интересуют и подержанные экземпляры.

Экспансия китайского автопрома

Эксперт из «Авито» отметил, что в России китайские бренды стали безусловными лидерами, улучшив прошлогодние продажи новых авто на 10 %, и забрав долю рынка у европейских, японских и корейских автоконцернов.

С мнением Гусейнова согласился Олег Мосеев, гендиректор «Автомаркетолог», поделившись результатами статистики за период январь – май текущего года. По его данным, доля китайских брендов в российском сегменте новых машин составила 58 %, а в прошлом году этот показатель был на уровне 41 %. Как считает Мосеев, присутствие Китая на нашем рынке возросло за счет сокращения доли отечественных марок – с 37 % в 2023 году до 32 % в году текущем.

Когда «китайцы» придут на вторичный рынок?

Рынок подержанных авто
Доля «китайцев» с пробегом в предложениях / инфографика Avito

В сегменте подержанных автомобилей ситуация иная. Здесь китайские марки пока доминировать не могут: «вторичка» еще не «насытилась» машинами из Поднебесной. Картина в секторе «с пробегом» такая: традиционные 25 % рынка приходятся на отечественные марки автомобилей, примерно 70 % – на прочие.

Как заявил Олег Мосеев, «китайцев» здесь минимум, и эта тенденция пока сохранится – в ближайшем будущем тотального «захвата» рынка машин с пробегом не произойдет. А причина проста – автопарк страны пока не имеет на «балансе» китайские марки в нужном количестве, в котором на нем представлены популярные Toyota, Hyundai и Kia. Чтобы их доля возросла, требуется время. При этом Мосеев уверен, что «люди тогда прослезятся от цен на подержанных «китайцев».

Камран Гусейнов отметил, что россияне не знакомы с подавляющим большинством китайских брендов, представленных на авторынке России. И это одна из причин, почему среднестатистический россиянин, выбирая новую машину от китайского производителя, очень часто случае интересуется вариантами «б/у».

А определили это в «Авито» довольно просто – путем анализа выдачи поисковой строки (информация, которую вводит в строку поиска пользователь сервиса при поиске автомобиля). В компании изучили запросы сентября 2023 года и сравнили их с запросами марта-2024. Осведомленность растет – потенциальные покупатели все чаще интересуются конкретными брендами из КНР – Geely, JAC, Chery Tiggo. Примечательно то, что в «топе» запросов по-прежнему находятся китайские внедорожники и пикапы.

Что сейчас происходит с предложением и спросом?

Рынок подержанных авто
Доля новых китайских машин в предложениях / инфографика Avito

Эксперт ознакомил публику с основными цифрами и тенденциями спроса и предложения, которые были проанализированы. В категории подержанных машин динамика предложений растет, а вот спрос, напротив, проседает. В сравнении с прошлым годом динамика отрицательная (-31 %). Как пояснил Камран Гусейнов, минус в динамике появился в прошлогоднем августе, и пока удерживается. В качестве причин были названы высокая ключевая ставка Центробанка, ужесточение рассмотрения заявок на автокредиты. Кроме того, доля спроса на «вторичку» перешла в сегмент новых авто.

Картина по новым автомобилям уже не кажется пессимистичной – снижение год к году составляет около 3 %. Кривая спроса сейчас более стабильная, чем это было в прошлом году, но пользователи «Авито» не могут не обращать внимания на внешние обстоятельства – корректировку правил ввоза в Россию, увеличение размера утильсбора.

Почему «китайцы» с пробегом лучше «европейцев» и «корейцев»

Рынок подержанных авто
Динамика цен на новые и подержанные легковые автомобили с 2020 года / инфографика Автостат

За первые четыре месяца 2024 года россияне зарегистрировали в ГАИ почти в полтора раза больше подержанных «китайцев», чем за тот же прошлогодний период – почти 50 000 машин. При этом пока на вторичном рынке преимущественно те машины из КНР, которые были проданы в России до 2022 года – той самой точки отсчета экспансии китайского автопрома. Как считают эксперты, китайский сегмент в течение пары лет буквально взорвет рынок машин с пробегом – параллельно со спросом на такую технику.

Уже сейчас аналитики рынка подержанных авто фиксируют увеличившуюся активность осторожных покупателей, которые дожидались отзывов реальных обладателей моделей из КНР об их надежности, комфорте и особенностях эксплуатации.

Мнение экспертов

Автоэксперты считают, что современный «китаец» имеет мало отличий от среднестатистического конкурента из Европы, Японии или Кореи. Но с «устаревшими» китайскими моделями возраста 7-10 лет могут быть проблемы с доступностью запчастей / комплектующих – столько лет в Китае модель, как правило, не выпускают.

Эксперты объясняют рост спроса на подержанные китайские машины и на китайский автопром в целом не только результатом санкций, но и тем, что люди уже успели «распробовать» этот сегмент и расстались с прежними предубеждениями. Немаловажным фактором в пользу спроса на «вторичных китайцев» является и более приятная цена.

Например, годовалый китайский седан в хорошем оснащении и с актуальной гарантией производителя стоит 1,5-2 млн ₽ – доступнее люксовых комплектаций новой LADA Vesta. В этом ценовом сегменте «китаец» конкурирует с б/у Solaris / Rio и Polo / Rapid. При этом последние серьезно проигрывают представителю китайского автопрома понабору опций. Кроме того, эти марки по факту лишены заводской гарантии из-за ухода компаний с российского рынка.

С кроссоверами примерно та же картина: за 2 млн ₽ можно выбрать, например, 4-5-летнего «корейца» или «китайца», выпущенного пару лет назад. При этом преимуществами последнего будет заведомо лучшее оснащение и действующая заводская гарантия.

Машины, привезенные непосредственно из Поднебесной, оказываются на нашей «вторичке» через механизм trade-in. Как правило, это «свежие» экземпляры с гарантией производителя. Продавцы, обнаружив недостатки, при предпродажной подготовке их устраняют, обращаясь к официальным дилерам.

Совет потенциальному покупателю подержанного «китайца»

При выборе подержанных автомобилей китайского бренда обращайте внимание на год его выпуска, узнайте – выпускается ли еще эта модель. Оцените состояние кузова, изучите характеристики «начинки». Лучшим выбором на вторичном рынке в китайском сегменте эксперты считают вариант возрастом менее трех лет и пробегом до 80 000 км.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий

  1. Мария Володина

    Выбирали с мужем мне машину. Решили рассмотреть китайский авторынок. В целом, они неплохо себя зарекомендовали, по внешнему виду и функционалу, явно догоняют западные модели. Выбираем между марками Cherry и Geely, так как именно они показали более надежными. Ну и давно на российском рынке. Электрические я боюсь машины, очень уж они пока новые для меня и неизведанные.

    Ответить