Если верить опросам, более половины водителей пересели бы на электромобили, если бы не высокие цены, необходимость поиска зарядных станций и нюансы обслуживания. Главный аргумент, который останавливает от покупки – отсутствие постоянного места для зарядки – например, собственной гаражной, домовой или офисной точки. Вне зоны доступа к фиксированному месту, при непредвиденном перепробеге придется искать зарядную станцию – общедоступную или коммерческую.
Разбираемся, как искать бесплатную зарядку, что нужно для доступа, сколько стоит зарядить машину на платной станции, от чего зависят тарифы.
- Как найти общедоступную зарядку для электромобиля?
- Сервисы для поиска станций
- 2charger
- PlugShare
- Другие сервисы
- Что требуется для бесплатной зарядки электромобиля?
- О платных зарядных станциях: как найти и сколько стоит
- От чего зависит цена зарядки?
- Сколько стоит зарядка на платных ЭЗС?
- Какие льготы у москвичей?
Как найти общедоступную зарядку для электромобиля?
Количество ЭЗС в крупных городах постоянно возрастает – электромобили, хоть и медленными темпами, но все же завоевывают рынок. Их все чаще привлекают в каршеринг, используют в качестве такси. Ожидается, что к 2030 году электрокары займут не менее 15 % российского рынка.
До конца года запланировано ввести в эксплуатацию 1 437 «быстрых» (50 и более кВт) ЭЗС (в случае соблюдения плана их число по стране превысит 2 500) и 3 206 «медленных» ЭЗС (до 50 кВт).
Общедоступные зарядные станции можно найти на муниципальных стоянках, на парковках многоквартирных домов, а также в паркингах крупных торговых центров – это работающий метод, чтобы стимулировать посетителей потратить время, пока заряжается батарея, на покупки.
Сервисы для поиска станций
Быстрый поиск ближайшей зарядной станции доступен через мобильное приложение. которое заранее проинформирует пользователя о занятости, скорости и стоимости зарядки.
Сервисы помогают найти бесплатную или платную ЭЗС с подходящим разъемом и проложить к ним маршрут, информируют о занятости станции, о скорости и стоимости зарядки, резервируют продолжительность подключения. В большинстве сервисов есть возможность общаться в пользовательском чате, обратиться в техподдержку, оставить мнение о конкретной станции для других владельцев EV.
2charger
Если вы владеете электрокаром, установите на смартфон приложение 2charger – один из самых популярных агрегаторов зарядных станций для электромобилей. Софт работает и с iOS, и с Android. В базе не менее 4 500 точек, из которых почти 800 – «быстрые». Сервис предлагает фильтры по типу коннектора и мощности. С учетной записью можно «бронировать» зарядку, оставлять отзывы.
В России частично функционирует международный ресурс PlugShare. Чтобы его открыть, потребуется VPN. В PlugShare тоже предполагается участие пользователей, которые могут отмечать новые заправки, комментировать работу уже указанных. Интерфейс содержит фильтр для поиска подходящей станции по разъему, мощности и рейтингу.
Оба приложения отображают на своих картах все категории ЭЗС, выдают информацию, на каких условиях доступны станции с территорий, где предусмотрен ограниченный въезд.
Другие сервисы
Для москвичей департамент транспорта столицы запустил сервис «Энергия Москвы», который отображает как собственные заправки сети, так и станции других форматов. По каждой станции можно увидеть ее статус (действующая или планируемая), а также количество портов и мощность. Предусмотрен фильтр по скорости восполнения энергии.
Столичным владельцам электрокаров не помешает установить еще два мобильных приложения – Sitronics Electro и «Заряди.Авто», которое можно скачать на сайте АО «Мосэнергосбыт».
Неполную базу ЭЗС (менее тысячи) с данными по мощности и типу разъема можно увидеть на сайте российского бренда электромобилей Evolute.
Функции удобного агрегатора ЭЗС есть в Яндекс.заправки, в приложение Charby, в сервисах ABRP, electro.cars, ChargePoint, Chargeway.
Чтобы владельцам электромобилей не приходилось пользоваться разрозненными сервисами, ни один из которых не обладает полными данными, Правительство России прорабатывает создание единого агрегатора.
Что требуется для бесплатной зарядки электромобиля?
Станции работают с нюансами, о которых лучше знать заранее. Есть такие ЭЗС, на которых предусмотрена предоплата и бронирование. На отдельных точках нужна предварительная регистрация в приложении. На большинстве станций введены ограничения по времени, чтобы машина не оставалась на ночь.
Что нужно для бесплатной зарядки в Москве:
Учтите особенность оборудования для зарядки. Большинство крупных производителей электромобилей разрабатывают собственные разъемы. Например, для зарядки Tesla, EVOLUTE, Москвич нужен кабель с разъемом Type 2 или коннектор CCS2. Общедоступные станции обычно оснащены розеткой Type 2.
Непосредственно на ЭЗС есть информационные наклейки с инструкциями по пользованию зарядкой.
О платных зарядных станциях: как найти и сколько стоит
Коммерческие ЭЗС устанавливаются в тех же социально значимых местах, что и бесплатные – на стоянках ТЦ, в подземных парковках современных «многоквартирников», на платных и бесплатных парковках бизнес-центров и отелей.
ЭЗС стали встречаться и на «обычных» заправках – АЗС Shell, «Роснефть», «Лукойл».
В Москве и Московской области самые крупные сети — «Мосэнерго», «Россети», «Энергия Москвы», в Санкт-Петербурге – «Россети». В регионах есть собственные операторы. Почти все имеют собственные сервисы с картой зарядных точек, предлагают оплату через приложение.
От чего зависит цена зарядки?
На ЭЗС могут использоваться тарифы двух типов: фиксированный, когда нужно платить за каждый киловатт (например, 50 ₽/кВт) и привязанный ко времени (например, 95 ₽/час). Есть точки, где прайс зависит от продолжительности услуги. Допустим, первый час зарядки стоит 100 ₽, второй – 80 ₽, третий – 50 ₽.
Ночные тарифы могут быть дешевле дневных, а зарядка в часы пик оплачивается по максимальной ставке.
На стоимость зарядки влияет расположение ЭЗС – в центре города цены выше. Если зарядка расположена на парковке, парковочное место тоже придется оплачивать. Установка кабеля может быть платной.
Сколько стоит зарядка на платных ЭЗС?
Рассмотрим стоимость зарядки на примере Москвы. Бюджетные варианты предлагают станции компаний: ChargeDrive (5-10 ₽/кВт), ElectroDrive (в среднем – 8 ₽/кВт), EVCharger (от 10-12 ₽/кВт). Чтобы получить доступ, придется зарегистрироваться.
Коммерческие ЭЗС с высокой мощностью (20-150 кВт) восполняют запас энергии быстро, примерно за полчаса. Тариф зависит от мощности ЭЗС и места расположения терминала. Его устанавливает собственник зарядной точки; в среднем это 15-30 ₽/кВт. В сервисе electro.cars средний тариф для москвичей – 17 ₽/кВт. Зарядка батареи 50 кВт ч обойдется в 850 ₽.
Тарифы для зарядки от бытовой электросети определяются на региональном уровне, могут зависеть от времени суток. Батарею 77 кВт ч, полного заряда которой хватит на «городские» 300 км. По ночному тарифу можно зарядить за 250 ₽, а по дневному – за 600 ₽.
Определить стоимость и продолжительность зарядки конкретной модели можно с помощью онлайн-калькуляторов.
Как и на топливных заправках, пользователи ЭЗС могут рассчитывать на скидки и акции, копить баллы и получать бонусы.
Какие льготы у москвичей?
Московские власти стимулируют соотечественников пересаживаться на электротранспорт. Для водителей электрокаров в Москве уже более 10 лет предусмотрены льготы – бесплатные парковка (на муниципальных стоянках) и подзарядка. Аналогичные условия созданы на площадках, созданных по программе «Энергия Москвы».
При этом парковка и зарядка без оплаты в Москве – прерогатива только электромобилей и последовательных гибридов. Парковочные места для них обозначаются знаком 6.4 и дополнительной табличкой 8.4.3.1. Иногда знак парковки может дополняться изображением электрокара и зарядного кабеля.
Другие гибриды не могут парковаться в обозначенных таким образом местах. Их владельцы могут бесплатно зарядить аккумулятор, но за машиноместо на стоянке придется заплатить.
Как правило, зарядки около парковок – собственность, кроме «Энергии Москвы», это Мосэнерго, МОЭСК (Россети) или МГТС. Часто у общедоступных станций невысокая мощность, при которой до максимальной подзарядки батареи потребуется не менее восьми часов. Поэтому владельцы «электричек» обычно используют их для частичной подзарядки.
В столице уже более 400 ЭЗС, принадлежащих сети «Энергия Москвы». В основном они находятся вблизи социально значимых объектов, стали появляться и в спальных районах.