Электромобили и гибриды в 2025 году: транспортный налог, льготы, бесплатный проезд, повышение утильсбора

Статьи

Владение «зеленым» транспортным средством становится все более привлекательным. И дело не в мировом тренде: ездить на «электричке» часто выгоднее, чем на традиционной машине с ДВС. Причем выгода связана не только с расходами на топливо – в России введены различные привилегии для тех, кто предпочитает модели на электротяге, включая субсидии на кредиты, льготы на транспортный налог, бесплатные зарядные станции и парковки.

Ранее мы писали, как рассчитывается транспортный налог на гибриды, а также о том, что ждет налогоплательщиков в 2025-м. В этой статье разбираемся с нюансами владения машиной с электродвигателем в реалиях наступившего года: на какие льготы могут рассчитывать собственники EV, что у них с обязанностью по транспортному налогу, продлена ли акция по льготному проезду по федеральным магистралям?  

Что ждет российский рынок электрокаров и гибридов

По статистике на 1 июля 2024 года, в РФ было зарегистрировано 90 тыс. «чистых» электромобилей и плагин-гибридов. На долю «электричек» приходится 56,2 %, на долю подключаемых гибридов – 43,8 %. В пятерке наиболее популярных брендов оказались: Lixiang, Nissan, Voyah, Zeekr, Tesla. У лидирующего Lixiang 18,7 % рынка, второй по списку Nissan уступает совсем немного – у него 17,3 % рынка.

Транспортный налог на гибриды и электромобили 2025

Эта информация подтверждает: российский рынок EV постепенно расширяется, особенно после массового появления электрических «китайцев». «Легковушки» на электротяге в России уже преодолели важный порог в 1 % – даже по итогам 2023 года их доля уже составляла 1,3-1,4 %. И этот показатель будет стабильно увеличиваться, особенно по мере развития зарядной инфраструктуры.

Минэкономразвития еще два года назад рекомендовало властям регионов вводить различные привилегии для владельцев электромобилей, а также подумать о создании «экологически чистых зон», куда будет запрещено въезжать автомобилям низкого экологического класса. Если с последним все пока без изменений, то различные преференции для владельцев электротранспортных средств в большинстве регионов уже установлены.

Мобильная зарядная станция электрокары в Москве
Зарядная станция в Москве

Государство и местные власти продолжают стимулировать рынок электрических моделей за счет введения льгот и субсидий, уменьшения или полной отмены транспортного налога, бесплатных путешествий по платным маршрутам, бесплатных парковок для «зеленого» транспорта. В пилотных регионах государство частично субсидирует затраты юрлицам и ИП на приобретение ЭЗС, а также на техническое присоединение.

Сегмент электрических авто будет расширяться и по мере появления новых моделей. В частности, на 2025 год запланирован важный дебют – запускается отечественный электромобиль АТОМ. Детище АО «Кама» будет использоваться не только в личных целях – его намерены активно задействовать в каршеринге, такси, курьерских службах.

российский электромобиль АТОМ
российский электромобиль АТОМ

Транспортный налог на «зеленые» машины

Транспортный налог обязаны уплачивать владельцы ТС, перечисленных в ст. 358 НК РФ. Периодичность – один раз в год. Налог за прошлый год подлежит уплате до 1 декабря текущего года. Налоговые поступления направляются на обслуживание дорожной инфраструктуры.

Величина налога определяется мощностью автомобиля. Федеральные ставки указаны в ст. 361 НК РФ; их размер варьируется от 2,5 до 7,5 ₽ за 1 л. с. Ставка 15 ₽ применяется при расчете налога в отношении ТС с мощностью двигателя более 250 л. с. Но устанавливают ставки регионы, обладающие правом изменять их в любую сторону до 10 раз.

Транспортный налог 2025 транспортного налога

Сумма налога на авто на электротяге также зависит от региона, где прописан его собственник, и от общей мощности всех двигателей, которыми она оснащена. Налоговый кодекс не содержит положений, по которым «электрички» или гибриды освобождаются от налоговых обязательств. Но каждый субъект РФ вправе самостоятельно распоряжаться нюансами по налогообложению – снимать с граждан и организаций налоговую нагрузку полностью или частично.

Если собственник авто проживает в регионе, в котором не предусмотрены налоговые преференции для «батарейных» машин, при расчете транспортного налога используется стандартная формула:

Для справки
Транспортный налог = Мощность двигателя Х Налоговая ставка Х К-т владения в году (число месяцев владения / 12) Х Повышающий коэффициент

Если местные власти ввели привилегии по налогам для владельцев электромобилей, сумма будет откорректирована с их учетом. Или же расчет просто не будет производиться.

Рассчитать величину транспортного налога можно на сайте ФНС, используя данные по региону и характеристики ТС.

Льготы по транспортному налогу в разных регионах 

В отношении налога для владельцев автомобилей на электротяге в отдельных регионах введены льготы. Масштаб преференций разный: в одних субъектах РФ транспортный налог на «электрички» отменен полностью, в других – частично. Где-то привилегия распространяется только из расчета «один электрокар на человека», где-то – только на модели с ограничением по мощности.

Некоторые регионы собственников «зеленых» авто от налога освободили, но исключили те модели, которые преодолели какую-то «возрастную» планку или подпадают под налог на роскошь. Кроме того, льгота на транспортный налог может распространяться только на физлиц (организации в этом случае налог уплачивают), а также действовать в течение конкретного срока – например, три года с даты регистрации машины. В этом случае физическое лицо заполняет заявление о предоставлении налоговой льготы.

Транспортный налог на гибриды и электромобили 2025

Регионы с полным освобождением от оплаты налога

Отдельные регионы, в которых освобождаются от уплаты налогов владельцы «чистых» электромобилей с любым числом лошадиных сил:

  • Москва и Московская область;
  • Ленининградская область;
  • Республика Ингушетия;
  • Республика Алтай;
  • Липецкая область;
  • Орловская область;
  • Забайкальский край;
  • Сахалинская область;
  • Новосибирская область;
  • Тульская область;
  • Волгоградская область.

Регионы с льготным режимом по налогу

В Санкт-Петербурге обладают иммунитетом от налога организации и физлица в отношении только новых электромобилей, произведенных на территории ЕАЭС, либо располагающих мощностью до 150 л. с., на срок 5 лет с даты регистрации.

Краснодарский край и Тюменская область не облагают транспортным налогом чистые «электрички» мощностью до 150 л. с., но только в отношении одного транспортного средства для одного владельца.

Транспортный налог на гибриды и электромобили 2025

В Челябинской области от налога за электромобили полностью освободили как организации, так и граждан. Привилегия не распространяется на отдельные категории моделей из сегмента «роскошных»:

на те, которые стоят в диапазоне от 10 до 15 млн ₽, при этом произведены не более 10 лет назад;
со стоимостью от 15 млн ₽, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

В Ростовской области от уплаты 50 % транспортного налога освобождены налогоплательщики в отношении гибридных моделей.

Для граждан Нижегородской области льгота распространяется на чистые электрички: ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 %.

В Свердловской области получают 50 % скидки на транспортный налог организации и физлица, на которых зарегистрированы машины с электрическим типом двигателя – за каждый такой автомобиль.

Не предусмотрены привилегии по транспортному налогу для машин на электротяге, в частности, на Чукотке, в Алтайском крае, Чечне, Чувашии, Татарстане, а также в Воронежской и Калининградской областях.

Узнать реквизиты регионального закона, в котором будут перечислены транспортный налог, ставки и льготы по конкретному субъекту РФ, можно на ресурсе ФНС.

Бесплатные поездки по «платникам» в прошлом?

В конце года отдельные СМИ опубликовали новость, что с наступлением 2025-го обновляются условия проезда электрокаров по платным дорогам.

Инфоповод заключался в том, что с 10 января льгота, предоставляющая право бесплатного проезда по платным трассам владельцам «электричек», существенно сокращается: теперь это касается только отечественных машин, а транспондер T-pass должен обладать признаком «электромобиль». Автомобилям на электротяге иностранного производства данная отметка не полагается, и с нового года с их транспондеров будет снята.

Однако пресс-служба «Автодора» данную информацию не подтвердила: Правительство РФ пока не вводило новых акций по проезду, равно как и не пролонгировало текущую.

М-11 Нева
Трасса М-11 «Нева»

Льготный проезд по федеральным «платникам» у российских владельцев электрокаров отечественного и зарубежного производства ввели весной 2023-го, в рамках эксперимента, разработанного Минэкономразвития совместно с «Автодором». Акция распространялась на федеральные магистрали М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток», а также на А-113 «ЦКАД». Срок действия льготы пока официально закончился: с 1 января владельцам EV придется вновь оплачивать поездки по магистралям. 

Заправка для электрокаров на М-11 Нева
Зарядка для электрокаров на М-11 Нева

Однако не стоит забывать о том факте, что решение о продлении акции для «электричек» на платных трассах на 2024 год принималось не в конце уходящего года, а только 18 января 2024-го. Тем более в первоначальных планах в отношении эксперимента по бесплатному проезду фигурировал 2026 год. Так что «дорожные» преференции для собственников электрокаров вполне могут продлить, причем в полном объеме.

Льготный кредит на электромобиль в 2025

В 2025-м продолжает действовать программа господдержки для стимулирования продаж электромобилей – на субсидии по автокредитам и лизингу правительство выделяет 63 млрд ₽. Льгота распространяется на модели отечественного производства – вся электрическая линейка Evolute, Москвич 3e, седан Амберавто А5, Lada e-Largus, а также ATOM (после предположительной премьеры в середине года). Возмещаемая сумма составляет до 35 % от цены электромобиля, но не более 925 тыс. ₽.

Москвич 3Е
Москвич 3e

Это выглядит как первоначальный взнос по автокредиту, который оплачивает государство. Однако льготным кредитованием занимаются не все банки, а те, кто занимается – делает это не на постоянной основе. Поэтому актуальную информацию нужно узнавать в интересующей кредитной организации.

Lada e-Largus
Lada e-Largus

Аналогичная программа действует и в отношении лизинга: государство субсидирует затраты лизинговой организации на предоставление скидки на уплату первого взноса.

Останутся ли бесплатные парковки

Эти привилегии тоже вводят регионы. Так, в Москве машины на электротяге можно бесплатно припарковать на всех муниципальных площадках, за исключением автостоянок со шлагбаумами. Причем оформлять какое-то специальное разрешение для этого не нужно. 

Транспортный налог на гибриды и электромобили 2025

Не платят за парковку также владельцы электрокаров в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Воронеже, Казани. Но условия в каждом субъекте разные – в одном требуется разрешение, в другом – бесплатная стоянка возможна только на специально отведенных площадках.

Пока неизвестно, продлят ли «парковочные» льготы на 2025 год во всех регионах, где они были в 2024-м, появились ли новые субъекты, готовые таким образом поощрять владельцев EV. Это нужно уточнять на сайте конкретного региона.

Зарядные станции

В крупных городах можно зарядить машину абсолютно бесплатно. Такие зарядные станции обычно являются муниципальной собственностью, но подобные терминалы встречаются и у отдельных коммерческих организаций, не требующих плату за подзарядку.

Транспортный налог на гибриды и электромобили 2025

Бесплатные хабы проще искать с помощью специальных приложений. В Москве бесплатно зарядить электромобиль можно на городских ЭЗС (сейчас их 240). Вот карта.

Кстати, по итогам 2023 года, подведенным аналитиками «Автостата» после опроса российских владельцев EV, выяснилось, что более 64 % восполняют запас электроэнергии через домашний зарядный терминал, а еще почти 31 % установили станции на работе. Такие электромобилисты редко сворачивают к публичным или коммерческим хабам, так как более 70 % зарядных сессий производят от своего «пистолета». А это, в равной мере, как удобно, так и выгодно.

Зарядка для электромобиля на ЭЗС

Очередное повышение утилизационного сбора

Утилизационный сбор – платеж, предусмотренный государством как обязательный. Его предназначение – покрытие затрат на утилизацию ТС после завершения эксплуатации в соответствии с экологическими нормами.

Платить «утиль» должны:

Производители – за ТС, которые изготовили в России.
Импортеры – за ТС, которые ввезли в Россию.
Покупатели (организации и физлица) – за ТС, по которым утильсбор не уплачен.

Разъясним по пункту 3. Речь о тех ТС, которые купили у тех, кто, либо освобожден от уплаты утильсбора, либо был обязан заплатить утильсбор, но не сделал этого.

Утильсбор по каждому объекту платят однократно: если производитель, импортер или первый владелец единожды уже произвел платеж, последующие собственники ТС больше его не перечисляют. Исключение составляют случаи, когда модернизируют ТС.

Это важно !
С 1 января на новые электромобили / гибриды последовательного типа кардинально (в 20,47 раза) повышается размер утильсбора: если в 2024-м (с 1 октября по 31 декабря) он был 32 604 ₽, то станет 667 400 ₽.

Стратегию повышения рассчитали вплоть до 2030 года: ежегодно 1 января ставки будут подниматься на 10-20 %. Вот какие тарифы утильсбора ожидают россиян в течение еще 5 лет:                                                                               

ГодСумма утильсбора, ₽
2026800 800
2027800 800
2028969 000
20291 065 800
20301 172 400

Аналитики подсчитали: если по итогам 2024-го поступления в бюджет от утильсбора составят около 1 трлн ₽, то в 2025-м этот показатель увеличится минимум вдвое.

В правительстве объясняют повышение утильсбора необходимостью защиты отечественного автопрома и стимуляции зарубежных автопроизводителей к более глубокой локализации производства.

Вместо заключения

Аналитики S&P Global Mobility прогнозируют мировой рост продаж «зеленых» автомобилей – по итогам 2025 года он должен составить 30 % – 15,1 млн единиц против предварительного показателя 2024 года в 11,6 млн. Такой результат позволит электромобилям забрать шестую часть глобального авторынка – 16,7 %. К слову, по итогам 2024 года в Поднебесной продано больше «электричек» и гибридов, чем автомобилей с традиционными ДВС.

А что в России? На фоне повышения утильсбора эксперты предрекают рост цен на электромобили уже в первые месяцы наступившего года, а также общее охлаждение российского авторынка – приблизительно на 15 %.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Дорога к Changan
Добавить комментарий

  1. Евгений

    Прочитав статью об электромобилях и гибридах, остался в полном восторге! Материал отлично структурирован, доступно описаны преимущества и недостатки обоих типов транспорта. Особенно понравилось сравнение стоимости эксплуатации и экологических аспектов, которое подкреплено актуальными данными и примерами. Автор грамотно объясняет технические нюансы, не перегружая читателя сложной терминологией. Отдельно радует объективность — учтены как преимущества, так и ограничения современных технологий. Это настоящий путеводитель для тех, кто задумывается о переходе на экологичный транспорт.

    Ответить