Вследствие поднятия утилизационного сбора, отечественные продавцы машин задумались о трансформации бизнеса. Редакция нашего портала решила выяснить, как сейчас российские автомобилисты могут купить автомобиль из Южной Кореи, Японии и Европы и как происходит доставка машин в Россию. К слову, ранее мы уже рассказывали, как самостоятельно или через посредника привезти авто из Китая.
Стоит отметить, поднятие коэффициента утилизационного сбора, а следом за ним увеличение ключевой ставки ЦБ негативным образом сказалось на российском автобизнесе. Профессиональные продавцы сообщают, что самый большой удар на себя принял параллельный импорт.
Участники рынка всерьез опасаются, что доставка машин в Россию по альтернативным каналам может полностью прекратиться. Тем мне менее, наши соотечественники все же смогут купить автомобиль из Южной Кореи, Японии и Европы, так как сами продавцы не собираются приостанавливать поставки.
Нам удалось узнать, что участники рынка хотят трансформировать свой бизнес. Теперь доставка машин в Россию будет осуществляться под заказ. Мы обратились к экспертам авторынка и узнали, как теперь можно приобрести авто и какие нюансы таит в себе покупка транспорта под заказ.
Почему произошла такая ситуация?
Различные схемы доставки транспортных средств в нашу страну применяются уже ни одно десятилетие. К примеру, в 90-е годы особой популярностью пользовались авто без пробега по территории страны. В 2012 году в России был введен утилизационный сбор, он взимался с импортеров машин. Расчет параметра шел исходя из возраста транспортного средства и объема силового агрегата.
Эксперты сообщили, что ранее ставка утилизационного сбора была небольшой, даже несмотря на то, что правительство производило его индексацию. Он практически никак не сказывался на импортерах.
Также специалисты подчеркивают, что до недавнего времени импорт и доставка машин в Россию шли очень активно. В данный момент ситуация в корне другая. Импортеры вынуждены теперь платить так называемый коммерческий «утиль». Он используется, если автомобиль ввозится для последующей продажи. Ранее были пути обхода данной «платы», использовалась «белорусская лазейка».
Теперь же с 1 октября все возможные пути обхода закрыли. За автомобиль, ввезенный для продажи придется уплатить коммерческий «утиль». Использовать в данных реалиях существующий формат бизнеса участникам рынка становится невыгодно.
Если везти автомобиль для себя, то коммерческий утилизационный сбор уплачивать не нужно. Рядовому автомобилисту сделать это будет тяжело, и он соответственно пойдет к профессиональной компании, которая имеет уже выстроенную логистику и купит автомобиль под заказ.
Что по оплате?
Автомобиль будет освобожден от уплаты коммерческого «утиля» только в том случае, если он оформлен при пересечении границы на персональные данные конечного владельца, сообщили эксперты. Таким образом, его нужно оплатить в полном объеме. Получается, что покупка идет по 100% предоплате.
Как указывают специалисты, изначально поиск машин происходит на открытых заграничных площадках. Иногда клиент думает, что автомобиль прибыл с какого-то секретного аукциона, но это на самом деле не так.
Как поясняет эксперт по доставке машин в Россию Елена Лисовская, что именно ее компания при заказе транспортного средства берет предоплату в размере 200 тыс. руб. Для этого используется договор, где прописаны все нюансы, в том числе предоплата.
При этом, Лисовская подчеркивает, что данную сумму клиент не получает обратно. Ситуация заключается в том, что после того, как договор подписан, сотрудники компании начинают искать необходимый автомобиль и соответственно им нужно добраться до места, где он находится, а бесплатно этим заниматься никто не будет.
Другие участники рынка отмечают, что размер предоплаты устанавливается непосредственно компанией. Сумма, в среднем, начинается от 100 тыс. руб. Данная цифра является стандартной для большинства фирм. Далее заключается договор и выставляется счет с реквизитами.
Договор и гарантийные обязательства
Покупка без договора невозможна, подчеркивают специалисты. Клиент и компания обязательно заключают договор. В документе прописывается не только размер комиссии, а также условия приобретения транспортного средства.
К примеру, поясняет Елена Лисовская, клиент хочет автомобиль Hyundai Palisade в возрасте до 5 лет, в необходимой комплектации и за фиксированную стоимость. Также заказчик может указать оттенок кузова, цвет интерьера, количество пассажирских мест.
После этого автомобиль начинают искать. В свою очередь, заказчик получает несколько возможных вариаций найденного транспорта, которые подразумевает договор.
Тем не менее эксперты предупреждают, что в России есть и недобросовестные фирмы. Например, есть немало мелких организаций, которые занимаются доставкой машин в Россию из-за рубежа. Данные конторы могут любыми средствами выбивать предоплату. Зачастую клиент «клюет» на уловку, так как ее сумма меньше и соответственно покупка грядет выгодная по его мнению.
Так компания может указать сумму не 200 или 100 тыс. руб., а только 50. При этом, они данную разницу в любом случае получат. Естественно, компенсировать ее будет клиент. Такие конторы не работают на репутацию. Взяв сумму, они начинают предлагать заказчику автомобиль, который совершенно не подходит под требования. За день недобросовестные фирмы могут показать несколько десятков автомобилей, но они зачастую не в тех комплектациях и являются откровенно битыми.
Кроме этого, у некоторых организаций, по словам экспертов договор вообще не предусмотрен. В других ситуациях, документ не дает никаких гарантий. Чтобы не попасться на уловки, клиент должен внимательно читать все бумаги, а также проверять компанию перед обращением.
Эксперты отмечают, что вопрос гарантий при заказе машин сейчас стоит очень остро. Единственное, что клиент может сделать, положится на доверие к продавцу.
Да, договор является главным документом, без него покупка транспортного средства даже в небольших фирмах не происходит. Но есть нюанс, до 2022 года в России было развито злоупотребление правами покупателя с целью получения материальной выгоды. У многих импортеров и дилеров сейчас документы сделаны таким образом, что уличить их в злоупотреблении правами покупателя практически невозможно. Таким образом, клиент должен быть готов к тому, что договор может быть составлен не в его сторону.
К слову, покупка авто из-за границы в нынешних реалиях оформляется с нарушениями юридических норм. Эксперты говорят, что договор клиент заключает с российским юридическим лицом. При этом, последний не может выехать за пределы страны, чтобы купить автомобиль. Для этого используются посредники и не один человек, поэтому нюансов достаточно много и всех их учесть просто невозможно. Получается, что покупка транспорта из-за рубежа сегодня достаточно сложный процесс.
Игра в лотерею
Покупка машин с пробегом из-за границы может быть и игрой в лотерею. Главный вопрос заключается в том, в каком состоянии клиент получит автомобиль. Эксперты сообщают, что в небольших фирмах проверка машин может не производится совсем. Таким образом, клиент получает «кота в мешке».
У крупных организаций схема работы совершенно другая. При этом, важно откуда автомобиль приехал. Для машин из Китая действуют особые условия – специалисты их очень тщательно осматривают. Так эксперт Елена Лисовская указывает, что авто из КНР имеют аналогичные проблемы, что и наши отечественные. К примеру, автомобиль может приехать со скрученным пробегом. Если говорить о транспортных средствах из Кореи, то для них запрашивается полный отчет.
Специалист Кирилл Чернов также отмечает, что есть сложности с проверками машин за границей. Он указывает, что больше всего возникает проблем, если везти автомобиль из Южной Кореи. Так осмотреть автомобиль перед фактической покупкой невозможно, кроме окраса кузова.
В такой ситуации нужно учитывать только два правила: найти надежного продавца и тщательно проверять историю транспортного средства. Если автомобиль имеет сомнительную историю обслуживания, то покупка может обернуться различными проблемами и от нее лучше отказаться.
Эксперты уточняют, что качество предпродажной проверки зависит от фирмы, в которую обратился клиент. Так у некоторых контор на территории государств, где производится покупка машин, есть сотрудники, помогающие с осмотром. В других ситуациях, предпродажной диагностикой могут заниматься сторонние люди. В последнем случае, автомобиль осматривается «спустя рукава». Если обращаться в неизвестные фирмы, то это будет настоящая игра в лотерею.
Что по доставке и ее срокам?
Доставка машин в Россию из-за границы зависит от компании. Так Елена Лисовская сообщает, что привезти автомобиль из Европы занимает не менее 1 месяца. Доставка из Южной Кореи осуществляется примерно за 2 месяца.
Лисовская подчеркивает, что ее организация не возит транспортные средства из Японии. Это связано с тем, что японские авто являются праворульными и на европейской территории страны они спросом не пользуются. При этом, леворульных японских машин много в Китае. В этой ситуации, доставка машин в Россию займет 2 месяца.
Эксперт Кирилл Чернов также говорит, что привезти автомобиль из Европы, Кореи или Китая в нашу страну занимает 2 месяца. В других компаниях срок доставки машин может доходить и до 3-х месяцев. К слову, зачастую автомобиль привозят за более короткий срок – за 50-60 суток.
Итоги
Покупка машин из Европы, Южной Кореи и Японии вполне возможна в нынешних условиях. Участники рынка не собираются сворачивать свою деятельность из-за повышения утилизационного сбора и ключевой вставки. Бизнес ждет трансформация и импортеры будут доставлять транспортные средства под заказ, что подразумевает 100% предоплату.
Покупка машины из-за рубежа имеет свои тонкости. В первую очередь, клиенту нужно выбрать надежную компанию, так как все условия приобретения авто, комиссии и другие сборы будут прописаны в договоре. В небольших фирмах его могут просто не выдавать и в этом случае, неизвестно в каком состоянии придет авто.