Цены на машины, ввезенные в Россию по каналам альтернативных поставок, или, другими словами, по параллельному импорту, резко пошли вверх. Удивления это не вызвало – просто сбываются прогнозы на повышение цен после «первоапрельского» изменения правил растаможки автомобилей из «серых» поставок.
С помощью мнений экспертов и непосредственных участников авторынка разбираемся – продолжается ли ввоз «параллельных» машин, насколько популярные модели прибавили в цене, от каких брендов придется отказаться, как в целом изменился ассортимент у частных перевозчиков, и владельцам каких авто придется оплатить доначисленный «утиль».
- Что случилось с наступлением апреля
- Как изменились цены
- Почему возник ажиотажный спрос
- Прогноз эксперта: за какие машины придется доплатить
- Мошенники от автобизнеса
- Как частники вписываются в новые правила рынка
- «Невыгодные» для ввоза машины
- Какие «серые» модели останутся на российском авторынке
- Упор на «вторичку»
Что случилось с наступлением апреля
Авторынок, активно насыщавшийся в условиях санкций «параллельными» машинами, в апреле «затаился». Напомним, с начала апреля работают новые правила растаможки автомобилей, ввозимых в Россию по «серым» схемам. Теперь физлица оформляют автомобили через российскую таможню, уплачивая полный пакет предусмотренных налогов и сборов, или через страны ЕАЭС, с последующим доначислением платежей в счет утилизационного сбора.
После 1 апреля льготный утильсбор отменен: при ввозе машин из стран ЕАЭС придется уплачивать коммерческий сбор. Например, за модель с двигателем до 2 л – 306 тыс. ₽. Эти нововведения, увеличившие таможенные пошлины, не могли не вызвать ощутимый рост цен у автодилеров и профессиональных «перегонщиков».
Как изменились цены
После апрельского «часа икс» зафиксировано подорожание на 50-600 тыс. ₽ Volkswagen Bora, Mazda CX-4, Hyundai Custo, Mitsubishi Outlander, Toyota Highlander. Из перечисленных особенно прибавил в цене кроссовер Toyota Highlander – «японец», ввезенный по параллельному импорту из Поднебесной, в прошлом году стоил 6,7 млн ₽, а сейчас уже 7,3 млн ₽.
К слову, продажи новых автомобилей за I квартал превысили треть миллиона единиц (330,7 тыс.) – уровень реализации приблизился к показателям докризисного 2021 года с продажами за аналогичный период в 349,8 тыс. единиц. Причем только в марте-2024 было продано 171,8 тыс. машин – примерно столько же, сколько за весь I квартал прошлого года.
Почему возник ажиотажный спрос
Самыми объяснимыми причинами столь стремительного взлета авторынка эксперты называют «панические покупки» перед грядущим подорожанием после 1 апреля. Теперь только анализ продаж следующих кварталов (ожидается, что они просядут) поможет определить, что это было – желание «сесть в последний вагон» перед увеличением цен или устойчивый тренд роста продаж.
Ажиотаж возник еще в конце феврале, как только стало понятно, что «экономной» растаможке приходит конец. Большинство автоперегонщиков решили ввезти на территорию РФ рекордное число машин, чтобы избежать повышенных «апрельских» начислений и заплатить только один «утиль», а не два.
Как считает автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская, на фоне повышенного покупательского спроса дилеры и посредники моментально отреагировали на приближение таможенных перемен, и цены на машины взлетели и стали «бешеными» даже до наступления апреля, и даже на давно растаможенные модели.
Кроме того, в ситуации быстро разобрались и «китайские коллеги», накрутив свои прайсы до неприличных значений, но спрос все равно оставался высоким. По словам эксперта, дилеры из Поднебесной имели на популярном экземпляре из среднего ценового сегмента примерно $500, а весной их «заработки» подросли на $5 тысяч. И возможности приобрести, например, Jeely Monjaro за прежние ориентировочные $25 тысяч, уже нет.
Прогноз эксперта: за какие машины придется доплатить
Сэкономить удалось тем, кто успел полностью растаможить машины и получить «завершенный» ЭПТС. Теперь же перевозчики, не успевшие до наступления апреля получить документы, обязаны уплатить доначисленные суммы.
Для полной таможенной очистки нужно уплатить утильсбор в полном объеме, пройти испытательную лабораторию – только в этом случае статус ЭПТС изменится на завершенный. Как считает Лисовская, с ввезенными в РФ до 1 апреля машинами возникнут две ситуации:
Факт | Что с дополнительными платежами |
---|---|
Машина растаможена полностью | Покупатель заплатит только за стоимость машины |
Машина была заказана в период с середины февраля и до начала марта. До 01.04.2024 автомобиль не успел добраться до России / пройти таможенное оформление | Если у машины нет завершенного ЭПТС, покупателю придется доплатить утильсбор |
Мошенники от автобизнеса
По мнению Лисовской, при покупке машины наивность неуместна: важно тщательно проверять документы. Самое главное – проверить статус ЭПТС на «завершенность».
У частников особые надежды возлагались на вывоз машин из Казахстана или Киргизии, но они не оправдались. Некоторые перевозчики пытались работать по рискованным и мошенническим схемам – проходя лабораторию «удаленно» – по фотографиям. Но такие обходные варианты легко вычисляются, и тогда владельца может ожидать не только аннуляция ЭПТС.
Лисовская также предупредила и о других схемах мошенничества. Некоторые модели «предприимчивые» поставщики стали продавать не один раз, а много, а переднеприводные машины «украшать» шильдиками «4 х 4» и выставлять на продажу как полноприводные.
Как частники вписываются в новые правила рынка
Пока частный ввоз по параллельному импорту поставлен на паузу – идут только поставки ранее заказанных моделей, в то время как участники рынка пытаются освоиться в новых реалиях.
Поставщики оценивают текущую ситуацию как «очень непонятную» – таможня при расчетах сборов использует список Минпромторга с фиксированными ценами на каждую модель. При этом документ берет за ориентир цену нового авто в Европе и не учитывает – растаможивается эта модель в качестве новой или подержанной. В результате перевозчики сталкиваются с неадекватными начислениями.
Причем, по словам частных продавцов, на одинаковые модели с пробегом таможня начисляет разные сборы – сумма за машину не старше трех лет может составить, как 900 тыс. ₽, так и 2 млн ₽. При этом для физлиц осталась возможность растаможивать машины в Беларуси, и даже за новые модели платить только 5 тыс. ₽.
Перевозчики сейчас тестируют ввоза пробных партий полностью таможенно очищенных машин именно через Беларусь. В этих поставках автомобили только с ДВС, так как ввозить гибриды и электрокары через это государство пока не получится или же будет стоить нереальных денег.
Оказывается, в Беларуси низкие таможенные пошлины для моделей с электроприводом. А в России решили оградить рынок от более доступных конкурентов: на такие машины доначисляют пошлину 15 %, НДС 20 % и акцизы. В результате авто с прежней ценой в пределах 5 млн ₽ теперь стоит не менее 7 млн ₽.
Эксперты уверены, что подорожание не смутит только узкую целевую аудиторию – ту, для которой не критична разница в 10 % (пару миллионов) – все равно, 20 млн ₽ стоит машина или же 22 млн ₽. А вот на те модели, на которые ценник вырос в полтора раза, спрос практически уйдет.
Увы, недавно появились признаки для опасений, что США намерены ограничить ввоз машин в РФ через белорусскую границу, и автодилеры готовятся к новым потенциальным рискам.
«Невыгодные» для ввоза машины
Лисовская уверена – ввоз по параллельному импорту брендов, официально представленных у российских дилеров, экономически бессмысленен. Причина – после уплаты всех начислений разница в стоимости у «официалов» и частников минимальна. Конечно, покупатель будет готов немного переплатить, но при этом рассчитывать на все преимущества официального салона.
Экономически невыгодным стал и ввоз моделей из группы ценовых «середнячков», но с мощными двигателями. Например, оформление Toyota Highlander с двигателем 182 кВт подорожало на 300 тыс. ₽ – и эту сумму перевозчики, конечно, прибавят к цене продажи.
Какие «серые» модели останутся на российском авторынке
У частников останется весь модельный ряд Lixiang и Zeekr 001, так как официально в России они не представлены, а спрос – стабильный. Ввозить по параллельному импорту продолжат и модели Voyah. Разница в цене у частников и дилеров может составить не один миллион рублей: Voyah Free у перевозчиков можно было взять за 4,4-5 млн ₽, а официальные дилеры предлагали его за 7-8 млн ₽.
В списке доступных для россиян «параллельных» моделей останутся европейские и японские марки, выпускаемые в КНР: VW Tiguan, Skoda Kodiaq, Toyota Rav4, а также более дорогие при растаможке Toyota Camry и Skoda Octavia. Будут предлагаться и европейские Mercedes-Benz GLS, GLE, S-class, V-класс, Maybach, BMW – X5, X6, X7, а также дорогие Audi и Range Rover.
Упор на «вторичку»
Лисовская предположила, что частные поставщики будут переключаться на автомобили с пробегом – растаможка моделей возрастом от трех до пяти лет более гуманна. По ее мнению, среди машин с пробегом наиболее привлекательны у потенциальных покупателей Hyundai и Genesis. А другие участники рынка высоко оценивают спрос на подержанный Geely Monjaro.