Полноразмерный внедорожник Aito M9 в модификации электрокара получил 5 звезд в тесте C-NCAP. При этом его общий балл безопасности выше, чем у главного конкурента Li Auto L9. Это сделало Aito M9 лидером по безопасности среди машин, протестированных в Китае.
Кроме того, несмотря на немаленькую цену в 70-80 тысяч долларов, в Поднебесной М9 быстро стал одним из самых продаваемых. Продажи M9 на родине начались в феврале-2024, и к июлю достигли 58 823 экземпляров. А общий показатель Aito за полгода составил 181 197 экземпляров, что поставило его в один ряд с лидерами китайских стартапов NEV, и по поставкам за этот период практически сравняло с показателями популярного Li Auto.
Чем привлекает искушенного потребителя Aito – успешный бренд Huawei и Seres? На что сделали ставку при создании М9?
Об Aito M9
Флагман Aito М9 – настоящий микс передовых решений в сферах интеллекта, безопасности и развлечений. Это высококлассный современный кроссовер с элегантным дизайном. Обладает солидной и стильной внешностью, роскошным и просторным салоном, инновационными технологиями и функциональностью.
Название бренда Aito – аббревиатура от Adding Intelligence to Auto, что означает «привнося интеллект в машину». И модель полностью оправдывает принадлежность бренду с упором на интеллект.
По габаритам (более 5 м в длину) шестиместный кроссовер максимально приближен к знакомым россиянам Audi Q7 и BMW X5. Однако на местном рынке М9 будет конкурировать с Li Auto L9, Nio ES8, HiPhi X и Hongqi E-HS9. Все эти машины доступны в России: наши дилеры ввозят их по альтернативным каналам.
В Китае М9 предлагают с plug-in гибридной (EREV) или на 100 % электрической силовой установкой (BEV).
Напомним, у бренда Aito пока три модели: M5, M7 и M9. В России поставками моделей бренда занимается компания «МБ Рус», бывшая «Мерседес-Бенц Рус».
M5, M7 уже продаются на российском рынке (под маркой Seres), а выход М9 запланирован на четвертый квартал этого года.
Aito или Seres?
Было решено, что марка Aito будет использоваться только на внутреннем рынке, а на официальный экспорт машины пойдут под брендом Seres.
Для такого решения есть неподтвержденное компанией объяснение: причастному к продукции бренда телекоммуникационному гиганту Huawei потенциально подсанкционные активности совсем ни к чему.
К слову, в начале июля Seres объявила о приобретении торговой марки Aito у компаньона Huawei, причем деятельность бренда от смены владельца не изменится: Huawei по-прежнему будет вовлечен в бизнес.
Как выглядит?
Дизайн Aito M9 – воплощение китайского мифа о Kunpeng Zhanyi, божественной рыбе, которая при появлении из воды становится птицей. «Zhanyi» означает «расправлять крылья».
Сдержанным обликом М9 схож с седаном Luxeed S7, в создании которого также поучаствовал Huawei. Автомобиль выглядит как воплощение будущего – с его современным дизайном, внушительными арками, гладкими и обтекаемыми контурами. Плавный силуэт формируют покатая линия крыши и скрытые дверные ручки. Каждый изгиб флагмана – эстетика и солидность.
M9 получил треугольные фары, соединенные светодиодной полоской. Сзади строгий и лаконичный стиль М9 дополняет непрерывная линия фонаря, привнося в облик некую футуристичность. Безусловно украшают М9 изящные подножки.
Габариты: 5 230 х 1 999 х 1 800 мм, колесная база – 3 110 мм. Снаряженная масса – 2 560 кг.
Сдвоенные 10-спицевые бесшумные спортивные колеса Silent Performance (265/40 R22, задние 285/40 R22) или 10-спицевые с бесшумными шинами, с низким сопротивлением ветру (265/45 R21, задние 285/45 R21), легкосплавные диски.
Салон и комфорт
Если описать салон Aito M9 коротко – это продуманное регулируемое пространство и высокотехнологичный интерфейс.
Посадочная формула салона: 2 + 2 + 2. Отделка кресел – кожа nappa. Все три ряда оснащены электрорегулировкой, максимальный угол наклона спинки – 33°. Вентиляция и массаж имеется у первого и второго рядов, обогрев сидений – у всех 6 кресел.
Кресло водителя имеет 12-позиционную электрорегулировку, соседнее – 14 режимов регулировки плюс опорная подставка, упор для ног, сложение пополам.
Для кресел второго ряда предусмотрена 8-позиционная электрическая регулировка.
Для переднего пассажира сделали откидную подставку для ног. Во втором ряду кресла с нулевой гравитацией и настраиваемыми подлокотниками.
Сиденье переднего пассажира складывается, чтобы стать комфортной поддержкой ног для правого «сиденья босса» сзади. Сиденье водителя тоже складное, так что M9 может трансформироваться в полноценную постель – настоящий «дом на колесах».
В салоне есть холодильник двойного назначения – для охлаждения и сохранения тепла, с диапазоном температур от 3 до 50 °C.
Предусмотрено много зон для хранения вещей: для мелочей сделали 41 отсек, в том числе отсеки для бутылок и ниши под планшеты. Каждая вещь на своем месте: салон не перегружен, в нем идеальный порядок. Часть мест для хранения можно заблокировать паролем.
В салоне есть проекционный экран 32″ (выдвигается с потолка), работающий в паре с проектором, расположенным над креслами третьего ряда. Все эти устройства, плюс звуковая 2080-ваттная система Huawei на 25 динамиков могли бы сделать M9 крутым кинотеатром на колесах, но из-за близкого расстояния просмотр фильма со второго ряда может оказаться некомфортным. В качестве альтернативы желающим отдохнуть за просмотром фильма опционально предлагаются планшеты – конечно же, от Huawei.
Конфиденциальности тоже уделили внимание: в салоне предусмотрен «Режим полета». Его активация блокирует передачу данных во «внешний мир»: становятся недоступными Wi-Fi, Bluetooth и противоугонная система.
Салон предлагается в трех оттенках на выбор – бежевый, насыщенный оранжевый или светло-серый. Есть панорамная крыша с двухслойным теплоизоляционным стеклом и электрическим солнцезащитным козырьком.
Оснащение, технологии и возможности
Вклад в М9 со стороны Huawei – это множество уникальных технологий. М9 просто напичкан развлекательной или просто умной электроникой.
Например, умные матричные фары – собственная разработка Huawei. Технология xPIXEL позволяет необычной пиксельной оптике динамически менять форму светового пучка, затенять или подсвечивать объекты на расстоянии до 100 м и даже работать внешним проектором для кинотеатра – так что кино в М9 можно смотреть как внутри, так и снаружи.
Встроенный в фары DLP-проектор интеллектуальной проекцией способен отображать изображения размером до 100″ – можно наслаждаться фильмами хоть на берегу реки, лишь бы была плоская поверхность – стена или натяжной экран. Для импровизированного «кинотеатра» предусмотрен внешний динамик.
Фары используют адаптивную матричную технологию для распознавания пешеходов и транспортных средств, которая не допускает ослепления людей. И передние фары, и задние фонари, имеют несколько настроек.
Электроника умеет влиять на звуковое поле и способна, например, изолировать водителя от громких телефонных разговоров на втором ряду. Голосовой ассистент может распознать до 6 «отпечатков» голоса и постоянно самообучается. Фоновая цветомузыка, украшающая пространство всего салона, предлагает выбор из почти 17 млн оттенков.
На центральной консоли три светодиодных дисплея с высоким разрешением: центральный мультимедийный (15,6″), развлекательный экран для переднего пассажира (16″), приборная панель (12,3″). Всего в салоне может быть до 10 дисплеев, включая проекционный дисплей дополненной реальности AR-HUD (75″). Вся электроника работает на базе Harmony OS от Huawei.
Рулевое колесо с обогревом, регулируется в диапазонах «вверх – вниз», «спереди и сзади». Есть 2 беспроводные зарядки по 50 Вт и 6 проводных, в т.ч. 2 Type-C на 18 Вт.
Предусмотрено 4 режима вождения: энергосбережение / комфорт /спорт /персонализация.
Есть интеллектуальная система помощи водителю (премиальная версия HUAWEI ADS), 3 радара с миллиметровыми волнами, 12 ультразвуковых радаров, несколько обзорных камер высокой четкости.
Багажное отделение
Емкость багажного отсека варьируется в диапазоне от 206 до 716 л – в зависимости от конфигурации кресел (3 ряда можно перемещать вперед-назад / складывать пополам).
Силовая установка
Гибридный агрегат относится к типу range extender (удлинитель пробега): 4-цилиндровый бензиновый турбодвигатель (1,5 л, 152 л. с.) функционирует только как генератор, а вращение колес – задача двух электромоторов (переднего (165 кВт, 224 л. с.) и заднего (200 кВт, 272 л. с.)). Общая максимальная отдача гибридной связки – 365 кВт (496 л. с.) и 675 Нм.
Емкость тяговой батареи – 42 или 52 кВт·ч (тройная литиевая). Запас хода полноприводного гибрида на чистом электричестве, без подстраховки со стороны ДВС, когда длина маршрута превзошла запланированную, – 225 и 275 км, соответственно (по циклу CLTC). В смешанном режиме, с полным баком (65 л) – 1 362 и 1 402 км.
Силовая установка электрокара на 2 электромотора тоже полноприводная. Отдача переднего двигателя – 160 кВт (217 л. с.), заднего – 230 кВт (313 л. с.). Электрическая на 100 % версия мощнее: пара выдает 530 л. с. и 673 Нм. Емкость аккумулятора – 100 кВт·ч; запас хода на одной зарядке – 630 км по циклу CLTC. Поддерживается также быстрая зарядка от сети 800 В.
Гибридный вариант кроссовера в разгоне полностью уступает электрической модели: 4,9 с против 4,3 с. Максимальная скорость и у гибрида, и у электрокара – 200 км/ч.
Бензин рекомендован от АИ-95 и выше.
Ходовая часть
Кроссовер оснащается полностью независимой регулируемой по высоте адаптивной пневмоподвеской (передняя – на двойных поперечных рычагах с четырьмя шаровыми шарнирами, задняя – с многорычажным трапециевидным рычагом).
Высота корпуса автоматически регулируется в зависимости от скорости. Лидар на 192 лазера участвует при подстройке подвески.
Элементы безопасности
Основной материал несущего кузова – алюминиевый сплав, составляющий 80 % от общей массы М9, что делает машину сверхлегкой.
В силовой структуре используется легированная сталь, с отличной коррозионной стойкостью, и не уступающая по прочности стали для атомных подводных лодок.
При производстве М9 применяется одна из лучших в мире технология литья под давлением. Это позволяет сократить число элементов и паяных соединений, увеличивает жесткость на кручение, поднимает показатели выносливости и энергосберегающей эффективности модели.
Противоударные балки у внедорожника двойные, а чтобы кузов был максимально устойчив к деформации, добавлены 8 горизонтальных и 5 вертикальных ребер жесткости.
Каждая ячейка батареи защищена пятислойной оболочкой, предусмотрен предохранитель, при ДТП полностью блокирующий высоковольтную систему.
Для смягчения ударов во время столкновений предусмотрены 9 подушек безопасности. Для усиления поглощения энергии бокового удара стоит пороговая балка с множеством защитных полостей. Двери оснащены механическими ручками – на тот случай, если после аварии откажут электронные замки.
Комплектации и цены
M9 предлагается в двух вариантах оснащения – базовой Max и максимальной Ultra. Основные отличия Max от топовой комплектации – нет умных фар, лидара и функции «нулевой гравитации».
В Китае М9 в формате гибрида стоит от 469 800 ¥ (почти 6 млн ₽), а чисто электрический вариант – от 509 800 ¥ (6,7 млн ₽). Для сравнения, ближайший конкурент Li Auto L9 местном рынке стоит от 429 800 ¥, при этом его минимальная цена в России – 12 млн ₽.
В России «серый» M9 сейчас можно купить в среднем за 10 млн ₽.
Наш тест-драйв гибридного М9
Мы решили протестировать Aito M9 в гибридном исполнении. Нам досталась модель 2024 года выпуска в максимальном оснащении Ultra.
Ну что же, впечатления от управления флагманом – самые приятные. М9 отлично взаимодействует с водителем благодаря четкому рулевому управлению и довольно жесткой подвеске, которая сдерживает крен кузова в поворотах.
Шасси внушительное и устойчивое, что особенно ощущается на крутых поворотах, в разворотах и просто на изгибах.
На трассе M9 легко обгонял другие машины, в том числе и на подъемах. Aito M9 начинает ограничивать электродвигатели, сдерживая их прыть замедлением разгона лишь при более-менее разряженной батарее.
NVH (показатель шума и вибрации) в салоне просто идеальный, если ехать на скорости до 80 км/ч. При большей скорости начинает ощущаться гул шин, а на скорости 100 км/ч присоединяется еще и шум ветра.
Навыки автономного вождения у М9 на высоте. Внедорожник отлично видит все окружающие объекты, корректирует показатели скорости, меняет полосы и делает развороты: личное вмешательство требуется крайне редко.
Уровень системы автоматической парковки не уступает: смышленный и далеко не компактный кроссовер паркуется быстро и точно.
5 звезд: результаты краш-теста C-NCAP
Aito M9 стал обладателем пяти звезд при прохождении китайского краш-теста C-NCAP, систему которого эксперты сейчас оценивают как довольно близкую к более «признанной» программе оценки Euro NCAP.
Aito M9 тестировался в базовом оснащении Max BEV стоимостью $ 70 200. Независимое агентство анонимно приобрело его у случайного дилера, так что производитель не мог повлиять на результаты тестов.
По итогам испытаний на общую безопасность Aito M9 заработал 93,9 % – на 11,2 % выше среднего показателя за последние 3 года и на 2,6 % больше, чем у прежнего лидера Li Auto L9 EREV. Это сделало Aito M9 самым безопасным автомобилем, протестированным CATARC, институтом автомобильных исследований при правительстве КНР.
По уровню защиты водителя и пассажиров Aito M9 получил 96,98 %. В категории защиты пешеходов М9, хоть и превысил средний показатель на 3,2 %, но все же оказался слабоват – всего 75,38 % – это худший результат среди исследуемых качеств. А вот самый высокий балл (97,79 %) М9 получил в сегменте активной безопасности.
Что в результате?
Aito M9 – роскошный «навороченный» кроссовер, достойный представитель тандема Huawei и Seres. Здесь и самые передовые технологии, и самые конкурентоспособные характеристики. И, как недавно выяснилось, М9 – самый безопасный по версии C-NCAP среди моделей китайского рынка.
Мы досконально изучили шикарный салон, оценили комфорт, простор, «фишки» и технологичность в целом, проверили технический и интеллектуальный потенциал М9 «в деле», и пришли к выводу, что это как раз тот самый случай, когда высокая цена – оправдана. Так что ждем флагмана в России по официальным каналам – уверены, желающих заплатить за класс и безопасность будет немало.